Епископ Арсений: Бог готов открыть Себя всем, кто открывает Ему свое сердце

14 мая 2017 года в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в день престольного праздника епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» деревни Любница.

После чтения Евангелия владыка обратился со словом к прихожанам. Он отметил, что наименование этого воскресения «о самаряныне» следует из евангельского отрывка, который повествует о беседе Христа с самарянкой. По своей силе и выразительности – это одно из самых значимых и сильных мест Евангелия от Иоанна. Христос произносит возвышенную проповедь, Он открывает простой женщине, которая оказалась способной вместить Его слово, те истины, которые Он даже не всегда открывал и апостолам, или Своим совопросникам книжникам и фарисеям - богословам того времени. Именно вот эта проповедь Христа стоит в центре этого евангельского отрывка. Чтобы немного понять ситуацию и необычность этих обстоятельств, надо вспомнить, что самаряне с иудеями не общались, а Спаситель, по рождению, все-таки принадлежал к иудеям. Самаряне же были соседним народом. Некогда единое царство  Израильское во времена Давида и Соломона, после смерти царя Соломона разделилось на царство Иудейское и царство Израильское, на два самостоятельных царства со своими царями. И вот Израильское царство включало в себя 10 колен, тогда как два колена:  Иуды и Вениамина составляли Иудейское царство. Израильское царство пало в VIII веке до Рождества Христова при нашествии ассирийцев. Тогда 10 колен рассеялись и ушли с исторической арены. Некоторые потомки этих 10 колен Израильских остались, но смешались с языческими переселенцами: с сирийцами, финикийцами и прочими, которые поселялись на этой территории. Таким образом, образовался самарянский народ, который сохранил веру в Единого Бога, сохранил 5 книг из Священного Писания - Тору: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, однако, другие книги пророческие и учительные ими не признавались. И, вместе с тем, самаряне впитали в себя множество языческих обычаев. Правоверным иудеям самаряне казались страшными еретиками, и общение с ними было возбранено.

И вот, женщина самарянка (так как события происходят в Самарии во время земной жизни Иисуса Христа), увидев Спасителя, сидящего у колодца и вопрошающего ее: «Дай мне пить», уже удивилась самому факту, что здесь находиться иудей, по виду учитель израильский, и просит у самарянки пить. По слову владыки, между иудеями и самарянами не было никакого общения, была вражда, уходящая в глубь веков. К самарянам иудеи относились хуже даже, чем к язычникам, и самаряне платили взаимностью. И вот Христос говорит самарянке: « Дай Мне пить » (Ин. 4:7), сам этот вопрос вызывает у нее состояние шока: « Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются » (Ин.4:9). Христос - Воплотившийся Бог, восприняв человеческую природу, воспринял вместе с тем и все немощи нашей с вами природы: способность уставать, жаждать, испытывать голод, и в этот момент Он, как усталый путник, просит напиться, потому что, вероятно, испытывает сильную жажду под палящими лучами палестинского солнца. Но, словно забыв о своей жажде, Он тут же начинает, по Своему обычаю, проповедовать: « Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую » (Ин. 4:10). Этим Он, как бы продолжает Свою проповедь в Иерусалиме, которая звучала на праздник Кущей, об этом же повествует и Евангелие, и тропарь праздника Преполовения: «Кто жаждет, тот да грядет ко Мне и да пиет, Я дам ему воду жизни даром»! А по слову евангелиста Иоанна, « сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него » (Ин. 7:39), т. е. вода жизни, о которой Он говорил – это Дар Духа Святого, который мы получили в Церкви, в таинстве Крещения, и который снова получаем и обновляем в Таинствах Церкви, в молитве, в богообщении, как подчеркнул владыка. Вот об этом пророчествует Христос. И вот сейчас одной из первых об этом слышит самарянка, но она, не восприняв возвышенный смысл, сначала думает, что речь идет просто о какой-то волшебной воде. Обывательское сознание сразу сработало таким образом: « Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную » (Ин. 4: 11, 13-14). На что самарянка и обращается с такой по-человечески понятной просьбой: « Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать » (Ин. 4:15).

В этот момент Спаситель, вместо того, чтобы продолжать истолковывать Свое возвышенное учение о воде, которая символизирует Духа Святого, демонстрирует Свою способность видеть сердце человеческое, ради спасения этого  человека. Он говорит самарянке: « Пойди, позови мужа твоего и приди сюда » (Ин. 4:16), зная всю ее печальную историю, что у нее нет никакого мужа, что было 5 неудачных браков, и тот, с кем она сейчас живет, не муж ее, а сожитель. Христос пытается узнать, а понимает ли сама эта женщина, пусть и несчастная, падшая, всю неправду такой жизни, удаленность от Бога, греховность такого существования? И выясняется, что она понимает, и после того, как она увидела в нем Сердцеведца, она делает следующий шаг. Она уже не думает о себе, не думает о воде, ни о простой, ни о волшебной, а тут же задается духовными вопросами: « Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме » (Ин. 4: 19-20). Казалось бы, как по-детски звучит этот вопрос, ведь Христос – Бог явившийся в мире, чтобы объять весь мир и каждого человека, к Которому мы можем обращаться вне зависимости от места или страны, и Он слышит нас везде. Однако, Он отвечает на ее вопрос о том, где правильное место для поклонения: в Иерусалиме или у самарян на горе Гаризим. Христос подчеркивает, что изначально полнота истинной веры сохранилась все-таки у иудеев, в отличие от других народов, в этом и заключалось их предназначение - сохранить истинную веру в мире до пришествия Спасителя. Поэтому Он говорит, что « спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине » (Ин. 4:22-24). Как подчеркнул владыка, это, пожалуй, самое важное и центральное место этого Евангелия. « Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»  (Ин. 4:24). Что такое дух и истина? Как поняла женщина эти слова? Какой вкладывал в них смысл Христос? На протяжении столетий богословы пытались понять и объяснить это, и до сих пор мы, наверное, плохо понимаем, что значит поклоняться Богу в духе и истине. Дальше, согласно Евангелию, появляются ученики, которые отлучались в город купить пищи. Они с удивлением видят Христа, Который беседует с самарянской женщиной, и предлагают  Ему вкусить, а Он в этот момент, как бы забыв о Своем голоде и жажде, продолжает Свою проповедь: « Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его » (Ин. 4:34).

Другим важным моментом, о котором повествует это воскресное Евангелие, является то, что жители этого самарянского города Сихем приняли Христа, сначала со слов женщины, которая побежала и рассказала о Нем, и о том, что Он ей сказал в ответ ее на вопрос: « Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою » (Ин. 4:25-26). Заметим, что такого ясного и прямого свидетельства удостаивался не каждый, не всегда апостолы слышали такие прямые слова, такое свидетельство Христа о Себе. И эта женщина бежит в свой город, рассказывает жителям, говоря, что, пришел, похоже Христос, и они устремляются для того, чтобы самим увидеть и услышать Его. И самое удивительное в этом сего то, что Христа принял весь город. Они просили у Него пробыть у них несколько дней, т. е. приняли Его, как своего. Такого больше нигде не говориться - ни про Назарет, ни про Вифанию, ни, тем более, про Иерусалим - ни про один город, в котором проповедовал Христос, не сказано, что все жители уверовали в Него, как вот этот самарянский город.

В этом, как отметил владыка, конечно, большой урок и для нас с вами. Прежде всего, мы можем, как иудеи считать других людей страшными еретиками, далекими от Бога, но мы не знаем на самом деле, на сколько они могут быть близки к Нему, и насколько мы можем быть далеки от Него в своем фарисейском самомнении, в своей мнимой праведности, или только лишь во внешней церковности. И самая главная весть из этого Евангелия говорит нам именно о поклонении Богу в духе и истине. Сам Христос пресек эти разговоры, где правильнее поклоняться в Иерусалиме или на горе Гаризим? Кто правильнее верит  - иудеи или самаряне? Кого Бог больше любит, кому Он больше себя открывает? Бог любит каждого человека и открывает Себя всем, и прежде всего  тем, кто открывает Ему свое сердце. И поклоняться Отцу в духе и истине, наверно, означает, что если мы будем иметь ввиду самое главное в учении Христовом: « Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя » (Лк. 10:27), то это и будет поклонением в духе и истине.

 История Православной Церкви, например, знает много расколов и разделений. В частности, в истории нашего Отечества был один серьезный раскол в XVII веке, когда отделились старообрядцы, которые считают нас, "никониан", страшными еретиками, и не хотят с нами сообщаться. И до сих пор ведутся споры, как правильно креститься, как правильно совершать крестный ход, как правильно писать имя "Иисус" и т. д.. Вот эти  споры они, как раз таки разделяют нас не только друг с другом, но и с Богом. Споры эти не свидетельствуют о том, что ведущие их поклоняются  Отцу в духе и истине. Поклонение же в духе и истине означает всегдашнее памятование о том, что « Бог есть любовь » (1 Ин. 4:16), а значит, и мы в своей жизни должны поступать всегда по любви - и к Богу и ко всем людям: к ближним и к дальним, к друзьям и ко врагам, к любящим нас и к ненавидящим. Если мы не можем оказывать благодеяния нуждающимся людям, то можем, по крайней мере, молиться за них или поддерживать добрым словом, добрым примером. Вот это и будет означать начало нашего поклонения Богу в духе и истине, которого ожидает от всех нас Христос, и мы молимся, чтобы Он, возвестивший о явлении Духа, не отнял от нас Духа Своего Святого, а наставлял бы нас всегда Им на всякую истину, праведность и всякую любовь к нашим ближним, - закончил владыка свое слово.  

 По окончании богослужения был совершен крестный ход вокруг храма и славление с молитвой перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».

Богослужение сопровождалось пением хора студентов Новгородского Духовного училища под управлением регента диакона Антония Лаптева.

 
По теме
Сотрудники регионального следственного управления СК России по Новгородской области посетили «Иверский городок» - Следком Новгородской области Сотрудники Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области побывали в гостях православном палаточном лагере  « Иверский городок»,
19.07.2018
Изменилось расписание мероприятий Дома милосердия - Новгородская епархия В июле 2018 года в Приходском доме Сестричесва милосердия во имя святой Анны Новгородской для новгородцев и гостей города проводятся Литургии с пояснениями, встречи семейного клуба и православных добровольцев,
19.07.2018
 
Божественная литургия  100 - Новгородская епархия 18 июля 2018 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, митрополит Лев в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского в Кремле.
18.07.2018
18 июля 2018 года в Свято-Юрьевом монастыре состоялось очередное заседание новгородского отделения Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» .
18.07.2018
100-летие расстрела последней царской семьи Николая II 0 - Комитет культуры и туризму 17 июля 2018 года в день 100-летия расстрела последней царской семьи Николая II в церкви Царственных Страстотерпцев в д.Железково, построенной в 2013 году на средства супругов Вербицких,
18.07.2018
 
Церковь вспоминает 100-летие со дня расстрела последнего императора России и его семьи - Новгородская епархия 17 июля 2018 года Русская Церковь вспоминает день убиения последнего российского императора Николая II и членов его семьи, которые впоследствии были причислены к лику «Царственных страстотерпцев».
17.07.2018
Божественная литургия 10 - Новгородская епархия 17 июля 2018 года, в 100-летнюю годовщину расстрела царской семьи, митрополит Лев совершил Божественную литургию в храме святых царственных страстотерпцев в деревне Морозовичи Маловишерского района.
17.07.2018
 
Состоялось торжественное закрытие туристических смен «Иверского городка» - Новгородская епархия С 2 по 15 июля 2018 года по благословению митрополита Льва и при поддержке Федерации спортивного туризма Новгородской области в рамках летних смен отдыха молодёжи «Иверский городок-2018» состоялся третий традиционный тур
16.07.2018
Новгородский районный суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении 33-летнего местного жителя Александра Маркова.
20.07.2018 Прокуратура Новгородской области
Данью святой памяти стала всероссийская акция «Бессмертный полк». В школе № 1 ребята, занимающиеся внеурочной деятельностью по программе «Историческое краеведение»,
13.07.2018 Малая Вишера
Изменилось расписание мероприятий Дома милосердия - Новгородская епархия В июле 2018 года в Приходском доме Сестричесва милосердия во имя святой Анны Новгородской для новгородцев и гостей города проводятся Литургии с пояснениями, встречи семейного клуба и православных добровольцев,
19.07.2018 Новгородская епархия
Сотрудники регионального следственного управления СК России по Новгородской области посетили «Иверский городок» - Следком Новгородской области Сотрудники Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области побывали в гостях православном палаточном лагере  « Иверский городок»,
19.07.2018 Следком Новгородской области
и её первые деревянные храмы В далёком XVII веке по левобережью Ловати, среди бескрайних Рдейско-Полистовских болот на берегу озера в Лазаревском стане Торопецкого уезда была основана пустынь.
22.06.2018 Газета Маяк
«Человек, он всюду человек» - Окуловский Вестник 17 июля в Окуловке прошли 32‑е Маклаевские чтения Антрополог и этнограф, лингвист и зоолог, ботаник и географ, врач, писатель, публицист и художник.
20.07.2018 Окуловский Вестник
Актриса Евгения Любимова (в центре) с Тусиком-Гамлетом, Наталья Флейшман (справа) и Людмила Андрианова - Газета Звезда В фильме «Баржа-752», съёмки которого проходят в Новгородской области, снимаются не только новгородцы, но и их четвероногие питомцы.
20.07.2018 Газета Звезда
День за днем: 20 июля - 53news.Ru Сегодня, 20 июля, отмечается Международный день шахмат. Этот день в истории: 1917 – зарегистрирована торговая марка BMW.
20.07.2018 53news.Ru
Согласно предварительному подсчету, праздник в Славянской деревне посетили более 1000 человек.
13.07.2018 Любытинские Вести
7 июля в рамках проекта «22 выходных» свою культурную программу на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде представлял Холмский район.
13.07.2018 Газета Маяк
Каждая школа начинается с директора. Он как режиссёр, который создает спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене.
06.07.2018 Газета Вперед
Центральный защитник Рамазанов - Газета Вперед — Мои мужчины просто поставили меня перед фактом, — вспоминает Татьяна Рамазанова, — я даже не знала, что Артёму пришёл вызов на учёбу в спортшколу.
20.07.2018 Газета Вперед
Михаил Пореченков в шахматном клубе - Окуловский Вестник Чем больше узнаешь об этом человеке — тем больше восхищаешься его редким оптимизмом, любовью к жизни.
20.07.2018 Окуловский Вестник
Добровольцы против вандалов - Газета Заря Этим летом в социальных сетях появился призыв одного из поддорских любителей спорта собраться и навести порядок на стадионе.
20.07.2018 Газета Заря
Турнир имени Александра Мелехова в деревне Борки объединяет любителей спорта всех возрастов.
13.07.2018 Газета Звезда
В минувшую субботу на спортивных площадках рощи села Мошенское прошли соревнования районной спартакиады среди взрослого населения.
06.07.2018 Уверские зори
Состоялся районный фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди работников органов местного самоуправления.
22.06.2018 Новая жизнь