Должны удивлять публику

Должны удивлять публику
Должны удивлять публику
Фото: novved.ru

В этом убеждён директор Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета Валерий ГРАДОВСКИЙ

— Валерий Борисович, на пресс-конференции вы заметили, что после того, как рухнул отлаженный в советские годы гастрольный механизм, был длительный период, когда многие театры не имели возможности выезжать в другие города со своими спектаклями. И что необходим был такой проект, как «Большие гастроли», взявший на себя на федеральном уровне централизованное решение всех вопросов по этому направлению. Но для чего именитым труппам нужны выступления в регионах, куда добираться сложно, а денег больших не заработаешь?

— Во-первых, на выезде артисты часто встречаются с другой, отличной от той, к которой привыкли на домашней сцене, реакцией на игру. И этот опыт, поверьте, очень полезен для них — заставляет переосмысливать свою работу. Во-вторых, гастроли открывают сильные и слабые стороны нашей организационной деятельности. В-третьих, дают возможность общения и обмена профессиональным опытом с коллегами из других, не столичных, театров, помогают узнать, чем живет культурное сообщество того или иного региона — что люди читают, смотрят, на какие выставки и спектакли ходят.

Добавлю, что театр Ленсовета во все времена много гастролировал. И даже в трудные 90-е мы старались вывозить наши постановки за пределы Питера. Причем всегда в полном оформлении декорациями и костюмами.

— Есть мнение, что публика сильно отличается в мегаполисе и в малых городах...
— Думаю, дело не в количестве населения. А в том, театральный город или нет. Ведь есть и небольшие райцентры, в которых действуют свои театры и где у жителей сформирована потребность ходить на спектакли.

Отличие столичных зрителей от региональных лишь в большей насмотренности первых, потому как в Москве, Санкт-Петербурге разнообразная афиша сценических площадок, каковых очень много — каждый день можно выбирать новый театр. А чем больше насмотренность, тем выше требования к игре, сюжету, выразительным способам и так далее.

Когда начинаем готовиться к гастролям, всегда спорим, какие постановки представить, ведь если городок — не театральный и там нет своей труппы, то нет смысла везти сложные по драматургии и режиссерским приемам спектакли. Выбираем понятные всем работы. Но в этом, поверьте, нет ничего оскорбительного для жителей малых городов. Неискушенную публику нужно постепенно учить понимать театр. А вот если едем в место с давними сценическими традициями, то и постановки, соответственно, более сложные показываем.

— Сегодня большая конкуренция на рынке за публику. Должен ли театр, чтобы собирать кассу, идти на поводу у зрителей и ставить то, что хотят видеть массы?


— Ни в коем случае. Как говорил Игорь Петрович Владимиров, народный артист СССР, художественный руководитель Ленсовета с 1960 по 1999 год, главная задача театра — удивлять зрителя. А невозможно удивить уже знакомым. Идти на поводу у публики — значит показывать то, что люди ожидают, хотят увидеть. Следовательно, постановка не станет для них открытием, ничего нового для себя они в ней не найдут. Так зачем нужны такие спектакли? Театр Ленсовета старается воспитывать вкус зрителей к глубоким, качественным постановкам.

— В последнее время что ни новый сценический проект российских театров, то эксперимент — минимум текста, максимум звуков, видеоряд, перформанс. Удивлять публику, конечно, нужно, но все хорошо в меру.
— Современный театр действительно разный — авторский, экспериментальный, визуальный, театр жестов, танца... А почему бы и нет? Изменился подход к подаче, раскрытию темы на сцене. Режиссеры и артисты уходят от классической трансляции истории близко к тексту с обязательным счастливым концом. Не дают ответы, но ставят перед зрителями вопросы. Подталкивают людей к размышлениям. Сегодня на подмостках не столько сам литературный сюжет, который если человек захочет, прочтет в книгах, сколько выражение отношения к нему. Отсюда и разные методы драматургов, постановщиков, актеров.

Но это не означает, что коллективы совсем отказываются от традиционных подходов, спектаклей по классике. Взять хотя бы нашего «Ревизора» по Николаю Васильевичу Гоголю — премьера состоялась 1 апреля 2009 года, и вот уже девятый год постановка с успехом идет на нашей сцене.

Есть и всегда будет зритель, тяготеющий исключительно к традиционному видению. И в репертуаре обязаны быть такие работы. Но и неординарные вещи также должны присутствовать. И в нашем театре с этой задачей отлично справляется главный режиссер Юрий Бутусов. Его спектакли «Кабаре Брехт», «Макбет. Кино», «Сон об осени», «Все мы прекрасные люди» и другие — уж точно удивляют публику.

— Если сильный, даровитый главреж, нужно ли театру прибегать еще и к услугам приглашенных постановщиков?
— В штате театра Ленсовета помимо главного есть еще режиссеры. И приглашать на какие-то проекты сторонних постановщиков — это тоже привычная практика. Артистам всегда на пользу идет работа с новыми людьми. И результат, как правило, впечатляет.

Кроме того, при нашем театре действует актерский курс, то есть кадры готовим себе сами. Так вот, и из артистов иногда получаются отличные постановщики. К слову, в спектакле «Я боюсь любви» играет Роман Кочержевский, который часто ассистирует главному режиссеру и сам ставит пьесы.

Так что, как говорится, один режиссер хорошо, но гораздо лучше, когда талантливых постановщиков — много.

 
По теме
«Легенды нашего кино» - Министерство культуры 15 марта 2024 года в залах ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» прошла презентация для СМИ персональной выставки произведений художника из г. Москвы Анны Сарычевой «Легенды нашего кино».
Министерство культуры