Должны удивлять публику

Фото: novved.ru

В этом убеждён директор Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета Валерий ГРАДОВСКИЙ

— Валерий Борисович, на пресс-конференции вы заметили, что после того, как рухнул отлаженный в советские годы гастрольный механизм, был длительный период, когда многие театры не имели возможности выезжать в другие города со своими спектаклями. И что необходим был такой проект, как «Большие гастроли», взявший на себя на федеральном уровне централизованное решение всех вопросов по этому направлению. Но для чего именитым труппам нужны выступления в регионах, куда добираться сложно, а денег больших не заработаешь?

— Во-первых, на выезде артисты часто встречаются с другой, отличной от той, к которой привыкли на домашней сцене, реакцией на игру. И этот опыт, поверьте, очень полезен для них — заставляет переосмысливать свою работу. Во-вторых, гастроли открывают сильные и слабые стороны нашей организационной деятельности. В-третьих, дают возможность общения и обмена профессиональным опытом с коллегами из других, не столичных, театров, помогают узнать, чем живет культурное сообщество того или иного региона — что люди читают, смотрят, на какие выставки и спектакли ходят.

Добавлю, что театр Ленсовета во все времена много гастролировал. И даже в трудные 90-е мы старались вывозить наши постановки за пределы Питера. Причем всегда в полном оформлении декорациями и костюмами.

— Есть мнение, что публика сильно отличается в мегаполисе и в малых городах...
— Думаю, дело не в количестве населения. А в том, театральный город или нет. Ведь есть и небольшие райцентры, в которых действуют свои театры и где у жителей сформирована потребность ходить на спектакли.

Отличие столичных зрителей от региональных лишь в большей насмотренности первых, потому как в Москве, Санкт-Петербурге разнообразная афиша сценических площадок, каковых очень много — каждый день можно выбирать новый театр. А чем больше насмотренность, тем выше требования к игре, сюжету, выразительным способам и так далее.

Когда начинаем готовиться к гастролям, всегда спорим, какие постановки представить, ведь если городок — не театральный и там нет своей труппы, то нет смысла везти сложные по драматургии и режиссерским приемам спектакли. Выбираем понятные всем работы. Но в этом, поверьте, нет ничего оскорбительного для жителей малых городов. Неискушенную публику нужно постепенно учить понимать театр. А вот если едем в место с давними сценическими традициями, то и постановки, соответственно, более сложные показываем.

— Сегодня большая конкуренция на рынке за публику. Должен ли театр, чтобы собирать кассу, идти на поводу у зрителей и ставить то, что хотят видеть массы?
— Ни в коем случае. Как говорил Игорь Петрович Владимиров, народный артист СССР, художественный руководитель Ленсовета с 1960 по 1999 год, главная задача театра — удивлять зрителя. А невозможно удивить уже знакомым. Идти на поводу у публики — значит показывать то, что люди ожидают, хотят увидеть. Следовательно, постановка не станет для них открытием, ничего нового для себя они в ней не найдут. Так зачем нужны такие спектакли? Театр Ленсовета старается воспитывать вкус зрителей к глубоким, качественным постановкам.

— В последнее время что ни новый сценический проект российских театров, то эксперимент — минимум текста, максимум звуков, видеоряд, перформанс. Удивлять публику, конечно, нужно, но все хорошо в меру.
— Современный театр действительно разный — авторский, экспериментальный, визуальный, театр жестов, танца... А почему бы и нет? Изменился подход к подаче, раскрытию темы на сцене. Режиссеры и артисты уходят от классической трансляции истории близко к тексту с обязательным счастливым концом. Не дают ответы, но ставят перед зрителями вопросы. Подталкивают людей к размышлениям. Сегодня на подмостках не столько сам литературный сюжет, который если человек захочет, прочтет в книгах, сколько выражение отношения к нему. Отсюда и разные методы драматургов, постановщиков, актеров.

Но это не означает, что коллективы совсем отказываются от традиционных подходов, спектаклей по классике. Взять хотя бы нашего «Ревизора» по Николаю Васильевичу Гоголю — премьера состоялась 1 апреля 2009 года, и вот уже девятый год постановка с успехом идет на нашей сцене.

Есть и всегда будет зритель, тяготеющий исключительно к традиционному видению. И в репертуаре обязаны быть такие работы. Но и неординарные вещи также должны присутствовать. И в нашем театре с этой задачей отлично справляется главный режиссер Юрий Бутусов. Его спектакли «Кабаре Брехт», «Макбет. Кино», «Сон об осени», «Все мы прекрасные люди» и другие — уж точно удивляют публику.

— Если сильный, даровитый главреж, нужно ли театру прибегать еще и к услугам приглашенных постановщиков?
— В штате театра Ленсовета помимо главного есть еще режиссеры. И приглашать на какие-то проекты сторонних постановщиков — это тоже привычная практика. Артистам всегда на пользу идет работа с новыми людьми. И результат, как правило, впечатляет.

Кроме того, при нашем театре действует актерский курс, то есть кадры готовим себе сами. Так вот, и из артистов иногда получаются отличные постановщики. К слову, в спектакле «Я боюсь любви» играет Роман Кочержевский, который часто ассистирует главному режиссеру и сам ставит пьесы.

Так что, как говорится, один режиссер хорошо, но гораздо лучше, когда талантливых постановщиков — много.

 
По теме
Сцена из спектакля «Я боюсь любви» - Новгородские Ведомости Театр сегодня нацелен не на копирование драматургических текстов, а на представление разного отношения к ним В центре — большая высокая кровать на колесиках, которая служит артистам и по прямому назначению,
20.09.2017
 
Выставка 100 - Новгородская епархия 22 июня 2018 года в Музее художественной культуры Новгородской земли (Десятинный монастырь) состоялось открытие выставки «Линия творчества», посвящённой памяти новгородского художника Эдуарда Иванова.
23.06.2018 Новгородская епархия
В минувшую среду в музее истории Холмского района на базе экспозиции ремесленно-бытовой культуры прошла творческая встреча Александра Щаенкова с почитателями таланта художника.
22.06.2018 Газета Маяк
В первую субботу июня по традиции собрались на Боровно поклонники творчества детского писателя Виталия Бианки Неслучайная тема Много лет мероприятие называлось «Бианковские чтения»,
09.06.2018 Окуловский Вестник
Актёры Медведского народного театра поразили сценическим мастерством министра культуры Новгородской области Владимира Вербило.
09.06.2018 Шимские Вести
Состоялся районный фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди работников органов местного самоуправления.
22.06.2018 Новая жизнь
Прошли ежегодные пятидневные учебные сборы для юношей 10 классов общеобразовательных учреждений района.
22.06.2018 Уверские зори
Войну закончили солдаты - Приильменская правда В администрации района состоялась передача останков воинов, найденных в ходе поисковой экспедиции «Долина».
22.06.2018 Приильменская правда
Находясь на природе, не забывайте о мерах пожарной безопасности. Использование открытого огня всегда связано с определенной опасностью.
24.06.2018 МЧС Новгородской области