Новости города БезФормата.Ru
Великий Новгород
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Июнь» Дмитрия Быкова: спасет только война, или «Дюнкерк» от литературы

Троица - Ваши новости
«Июнь» Дмитрия Быкова: спасет только война, или «Дюнкерк» от литературы - Ваши новости
Дюнкерк - Ваши новости
Искупление - Ваши новости
Сумасшедший - Ваши новости
Фарс - Ваши новости
Быков - Ваши новости
Сплит - Ваши новости
Фото: vnnews.ru

Более 26 млн погибших (и это лишь официально!) — очень серьезная цифра даже для необъятной России, достаточная (и даже с избытком!) для того, чтобы обозначить Великую Отечественную войну как одно из судьбоносных, поворотных событий нашей (впрочем, не только) истории. Отсюда пристальный интерес к причинам, завязке: так ли была она неизбежна и неминуема, возможно ли было ее избежать и, вообще, что стало той пружиной, что запустила процесс в движение — не думается, что было бы разумно все сваливать исключительно на Третий Рейх с его чудовищными амбициями. На этот вопрос, вооружившись последней ремаркой, и пытается ответить известный писатель и публицист Дмитрий Быков в своем последнем романе «Июнь», не так давно появившимся на полках книжных магазинов.

«Июнь» — вещь композиционно необычная, это далеко не традиционный роман, но триптих, состоящий, соответственно, из трех вполне самодостаточных повестей, объединенных в одно целое лишь условно либо, что будет точнее, не классически, скажем так, по-лобачевски: второстепенным персонажем (шофером Леней), временем (события всех трех частей начинают развиваться примерно за два года и оканчиваются июнем 41-го, объявлением войны) и общим чувством вины и неизбежности катастрофы как единственно возможной формы искупления. Вот это чувство вины, которую можно избыть только кровью, болью, страданием, и является, по сути, главным героем произведения. Что для русской литературы (вспомним завет Чехова про ружье), требующей четкости и выдержанности структуры, весьма необычно. Чтобы как-то прояснить ситуацию, прибегну к кинематографической аналогии: «Июнь» Быкова — в плане протагониста — напоминает «Дюнкерк» Нолана с той поправкой, что у последнего главным героем становится время, тогда как Быков смещается в сторону чувства, которое обретает у него не менее физические характеристики.

Фото: «Котонавты».  

Именно выбор протагониста и определил трехчастную структуру романа: для реализации задуманного ему необходимо было утвердить наличие данного чувства у некоего множества, то есть прийти от частного к общему. Ограничение же всего лишь тремя историями объясняется мифологическим, сакральным значением числа три, прежде всего мгновенно всплывающей ассоциацией с божественной троицей. Утверждая вину у троих героев, Быков этим ее абсолютизирует, переводит в разряд универсального. Однако здесь нужно быть внимательным и не упустить из виду «связующего» реального персонажа — шофера Леню, который как раз этого чувства лишен напрочь, даже наоборот: развернут к мирной жизни, открыт ей (вот уж ирония судьбы: совсем недавно, усилиями Али, одной из главных женских персонажей второй части, он «обременился» собственной комнатой, и теперь, кажется, живи, воспитывай дочку, радуйся, но — увы: война). И эта разделение — для Быкова, — надо полагать, принципиальное.

Чувство вины, как и неизбежности искупления, — это прерогатива интеллигенции, к которой все три главных персонажа и относятся. Миша Гвирцман — поэт, студент легендарного ИФЛИ, Борис Гордон — матерый, высококлассный журналист и, наконец, герой третьей части — литератор, наследник незабвенного Велимира, конспиролог-лингвист Игнатий Крастышевский. И вот все они трое и встают в оппозицию пролетарию-шоферу, для которого все эти апокалиптические заскоки просто не существуют, у него есть дела и поважнее: он занят тем, чтобы прожить свою маленькую, среднестатистическую жизнь по заранее установленному распорядку, как миллионы других обычных граждан. И больше его ничего не тревожит.

Фото: harvestroc.org. 

Таким образом, если и говорить о вине и искуплении, то только касательно интеллигенции. Сложно сказать, по крайней мере, Быков не выносит оценочных суждений, виновата ли именно она во всех бедах страны, но определенно точно — только она эту вину чувствует, улавливая как антенна — радиосигнал. Следует ли отсюда обратное: не она ли и притянула своими умонастроениями катастрофу — вопрос, на который писатель не дает однозначного ответа.

Конечно, Крастышевский, верящий в то, что может составлять суггестивные послания, и шлющий их в высшие инстанции, может служить таким ответом, однако его последний курьез, когда он залезает на крышу дома и оттуда, подобно древнему заклинателю, отправляет послание о том, что война — это единственный выход, заставляет серьезно задуматься о его психической вменяемости. Впрочем, сам автор нисколько не помогает читателю разобраться в ситуации, оставляя на его усмотрение проблему душевного здоровья Крастышевского.

Фото: «Nokia 3310 – BeOn».  

Ну да бог с ним и с ней, не так уж важно, накликала ли интеллигенция войну или нет, главное: она чувствует, что только бойня, кровавая, многомиллионная, сможет исправить то положение, в котором на духовном — прежде всего — уровне оказалась страна. Не лишним будем и такое предположение: да все это интеллигентская бредятина и не более того. Ведь все три вышеперечисленных персонажа — люди творческие, а, как известно, у людей творческих с психикой нелады — в отличие от людей простых, адекватных тем условиям, в которых они существуют. И нынче многие «специалисты по мозгам» склонны принимать саму творческую способность, талант как некое психическое расстройство. Так что предчувствия надвигающегося бедствия быковских героев — говорят ли они о чем-то действительном, о том, что есть в реальности? Или речь идет исключительно, как это сейчас модно выражаться, о некоем интеллектуальном тренде, популярном в интеллигентской среде? И более того, ну, согласитесь сами, списывать войну в счет искупительной жертвы — это обоснование разразившейся катастрофы сложно назвать серьезным и заслуживающим внимания в плане исторической достоверности, но то, что оно соответствует художественной, быковской правде — это бесспорно и ни в каких дополнительных, то есть помимо текста, доказательствах не нуждается.

Однако, думается, не будет лишним заостриться на некоторых спорных, скользких моментах романа, хотя бы для того, чтобы эта рецензия не превратилась в оду «Июню» — все-таки он не настолько безупречен и, несмотря на достаточно высокое качество самого текста (особенно, учитывая продуктивность автора), его не отнести к шедеврам русской литературы — как, допустим, «Школу для дураков» Саши Соколова, над которой последний работал несколько лет.

И первым среди этих скользких моментов следует выделить определенную ритмическую невыдержанность, все-таки ощущается некоторая спешка, нехватка времени, чувствуется, что автор не стал утруждать себя длительной редактурой, отдав еще не до конца «просушенный» текст в печать: «монтажные» склейки порой грубоваты, пусть и не топорно, но швы просматриваются явно, пластики не хватает; быковские переходы от одного к другому нередко скомканы и напоминают черновик, а не выверенный до последней буковки текст.

Фото: «Сегодня».

Второй раз поскальзываешься (но не падаешь!) на трехчастной структуре: насколько она оправдана? Порой кажется, что автора элементарно не хватило на один линейный текст, например, о том же Мише Гвирцмане: то ли стало скучно, то ли он не знал, как продолжить, то ли просто решил объединить в одно три разных начала романа, к которому долго (судя по количеству «начал») подступался, но так и не нашел в себе силы воплотить в жизнь. Выше я писал, что структура триптиха отсылает к библейской троице, тем самым сообщая качество универсальности. Но из дальнейшего рассуждения выходит, что вина распространяется только на интеллигенцию — о какой тогда универсальности идет речь? Это умонастроение можно было показать и через одного персонажа и его знакомых. Зачем выводить на сцену всю троицу — не совсем понятно.

Далее почва слегка уходит из-под ступни, когда пытаешься проникнуть сквозь первый слой «Июня». С одной стороны, может сложиться впечатление, что текст одноуровневый: Быков как бы сознательно стремится отойти от всякой постмодернистской игры и сконцентрироваться на повествовании как таковом. Но, с другой, отметим, первая часть задает совершенно другой тон: злоключения Миши Гвирцмана уж больно напоминают жизненные перипетии Людвига из  «Шутки» Милана Кундеры. Там открытки с шутливым посланием хватило, чтобы угодить в штрафбат, здесь — попытки поцеловать, чтобы быть исключенным из института за сексуальное домогательство (разумеется, без идеологической подоплеки не обошлось!). Перекличка двух текстов явная и, продолжи Быков свой рассказ о поэте, его роман мог бы вполне получить название «Фарс» — прекрасно отражая как то, что творилось на собрании, где разбиралось дело Гвирцмана, так и всю его «поэтическую» жизнь — до мельчайших подробностей.

Фото: KakProsto.ru. 

Вот в чем и проблема: если первой частью автор заявляет претензию на постмодернизм, то последующими отходит от этой линии. Хотя сюжет третьей несколько расхож, и аналоги при известном желании отыскать можно: из последнего всплывает на ум «Железный пар» Павла Крусанова. Но если об отсылке к «Шутке» можно говорить с уверенностью, то пересечение с «Паром» скорее случайное, вызванное желанием писателя придать, хоть в романе, слову ту силу, которой оно лишено в жизни реальной, в общем, ностальгия по «я знаю силу слов, я знаю слов набат» и дальше по тексту. Это снова отсылает к гипотезе, что «Июнь» как триптих задумывался не изначально. Что, конечно, большой чести писателю не делает, но и не сшибает с той ступени, на которой он, автор, стоит прочно и непоколебимо.

Фото: Дмитрий Львович Быков, писатель – LiveJournal. 

Теперь — к персонажам. Признаться, для меня лично было «открытием» (именно так: в кавычках), что Валя из первой части по ходу повествования окажется, извините, но это самое адекватное слово в данном случае, шалавой — как-то уж больно это не вязалось с тем образом, который создал писатель для нее с начала. И это, думается, стоит списать все-таки не на авторский прием, дабы шокировать читателя, а на недоработку. Хотя образ девушки легкого поведения, включая постельные сцены, Быкову, бесспорно, удался — убедительно и без грамма пошлости.

Фото: Газета.ру. 

Но, в целом, к женским персонажам «Июня» — большие вопросы и больше в структурном плане: Гвирцман и Гордон разрываются между двумя женщинами, но в идейном отношении это роману ничего не дает, даже не усугубляет чувство вины, хотя и приводит Гордона к последней трансформации, когда главенствующую роль в его психическом естестве занимает Шестой (отсылка к «Сплиту» Шьямалана, если еще раз обратиться к аналогии из мира кино?). В случае Гвирцмана, кроме сюжетных изгибов, это вообще ни к чему не приводит. Отсюда закавыка: зачем нужно было награждать героев сразу двумя пассиями, притом что Крастышевскому не досталось даже одной? А жаль: если бы этот любовный треугольник, когда герой находится меж ангелом и демоном, распространился еще и на героя третьей части, и автор дал этому какое-нибудь идейное обоснование — это было бы сильным ходом, который писатель почему-то не сделал: не верится, что Быков при всем своем писательском и литературоведческом опыте проглядел эту возможность. Видел, это точно, но отринул, исходя из каких-то только ему ведомых причин, гадать о которых дело неблагодарное и, что самое главное, — пустое.

Посему возвращаюсь к генеральной линии рассуждения, приготовившись скользить и дальше, но здесь с облегчением обнаруживаю, что все: нога стоит на крепкой почве. А это, в свою очередь, означает, что минусов не так уж и много, что «Июнь», в целом, можно признать хоть и несовершенной, но по-быковски сделанной, крепкой вещью, до уровня которой очень многим и многим идти и идти. Так что попытку автора описать то непростое, тяжелое время смело можно признать удавшейся.

Возможно — кто знает? — все так и было, возможно, художественная правда сильнее и куда достовернее самой реальности, в конце концов, для тех, кто живет сейчас, она будет складываться из разрозненных кусочков, как мозаика, одним из которых и является «Июнь», поскольку, как справедливо подмечено в романе: «Описать то время смог бы только тот, кто в нем не жил, ибо у того, кто жил, сломались все механизмы для описания». Быков — смог. Сможет ли кто-то еще? На этот вопрос ответит только время.

Фото: «Новости литературы». 

Новгородские подростки получили возможность попасть на съемки большого кино - Комитет культурыВеликий Новгород, РФ — МТС, ведущий телекоммуникационный оператор в России, совместно с киностудией «Корпорация Русская Фильм Группа» ( RFG ) запускают новый конкурсный киносезон благотворительного проекта «Поколение М».
23.01.2018 Комитет культуры
Открытый Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «МОРОЗКО – 2018» пройдет в Казани - Комитет культурыС 25 февраля по 1 марта 2018 года в г.Казань состоится Открытый Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «МОРОЗКО – 2018» .
23.01.2018 Комитет культуры
Творческая встреча народных самодеятельных коллективов «Споёмте, друзья!» - Комитет культуры21 января 2018 года в Центре культуры и досуга коллективы Солецкого района – «Надежда» из д. Выбити, «Заборовчанка» из д. Большое Заборовье (руководитель Капула В.И.),
23.01.2018 Комитет культуры
II районный конкурс-фестиваль традиционных народных праздников и обрядов «Субботея» - Комитет культурыНародные обычаи и обряды, праздники были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры каждого народа.
23.01.2018 Комитет культуры
Выставка «Этот долгожданный день…», посвященная 74-й годовщине освобождения города Чудово от немецко-фашистских захватчиков - Комитет культуры74 года назад - 29 января 1944 года, войска 54-й армии Волховского фронта в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции освободили город Чудово от немецко-фашистских захватчиков.
23.01.2018 Комитет культуры
Открытие Рахманиновской скамейки дало символический старт мероприятиям, которые пройдут в год 145-летия великого композитора - ГТРК СлавияВ этом году вся мировая музыкальная общественность будет отмечать 145-летие со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижера, уроженца новгородской земли Сергея Васильевича Рахманинова.
22.01.2018 ГТРК Славия
Почетный караул «Пост №1» традиция забытая, но исторически крайне важная.
22.01.2018 Новгородское областное телевидение
Новогодние раритеты представлены в Боровичском филиале - Комитет культурыВ музее истории г. Боровичи и Боровичского края, филиале Новгородского музея-заповедника, работает выставка «Символы Нового года в ретроспективе времен».
22.01.2018 Комитет культуры
Коллекционер из Санкт-Петербурга передала Музейному колокольному центру в Валдае сувенирные колокольчики - Комитет культурыПеред самым Новым годом Музейному колокольному центру была доставлена коллекция сувенирных колокольчиков от жительницы Санкт-Петербурга А. Н. Ивановой.
22.01.2018 Комитет культуры
В Окуловском районе пройдет детское игровое представление "Прощание с елочкой" - Комитет культурыМежпоселенческий культурно-досуговый Центр города Окуловка 26 января устраивает для детей праздник, в 10.30 на Молодежной площади состоится детское игровое представление "Прощание с елочкой".
22.01.2018 Комитет культуры
19.01.2018. Вручение паспортов в Зале воинской славы. Фото предоставлено отделом по делам молодежи - Администрация Великого Новгорода19 января в Зале воинской славы МАУК «Дворец культуры и молодежи «ГОРОД» состоялась торжественная церемония  вручения паспортов юным новгородцам,
22.01.2018 Администрация Великого Новгорода
Международная Академия арт-журналистики. Музыка. Новосибирск - Комитет культурыВпервые в программе Транссибирского Арт-Фестиваля с 19 по 22 марта 2018  года пройдет Академия арт-журналистики  с участием ведущих журналистов и музыкальных критиков, обозревателей федеральных СМИ,
22.01.2018 Комитет культуры
Бывший руководитель муниципального учреждения осуждена за растрату денежных средств - Прокуратура Новгородской областиЧудовский районный суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении бывшего руководителя МБУ «Центр финансового, экономического,
23.01.2018 Прокуратура Новгородской области
JPG Файл - УМВД Новгородской областиШестеро детей сотрудников органов внутренних дел Новгородской области, погибших или получивших серьезные ранения при исполнении служебных обязанностей,
23.01.2018 УМВД Новгородской области
В Новгородской области вынесен приговор местному жителю   за незаконную игорную деятельность - Следком Новгородской областиДоказательства, собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области, признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении местного жителя.
23.01.2018 Следком Новгородской области
Голоса - Шимские Вести
Голоса
Неоднократно судимый гражданин, освобождённый условно досрочно, и года не смог продержаться на свободе.
Шимские Вести
В Новгороде вынесли приговор участникам преступной группы, занимавшихся обналичиванием средств маткапитала - Новгородские Ведомости
В Новгороде вынесли приговор участникам преступной группы, занимавшихся обналичиванием средств маткапитала
Сегодня, 16 января, Новгородский районный суд огласил приговор по уголовному делу в отношении руководителя организованной преступной группы Александра Константинова и ее участников Сергея Михай, Патрины Михай, Олега Кузнецова,
Новгородские Ведомости
Новгородке, выпавшей с балкона многоэтажки, слышались голоса - Новгородские Ведомости
Новгородке, выпавшей с балкона многоэтажки, слышались голоса
Следственный отдел Великого Новгорода СУ СКР области проводит проверку обстоятельств смерти 18-летней девушки в областном центре.
Новгородские Ведомости
Творческая встреча народных самодеятельных коллективов «Споёмте, друзья!» - Комитет культуры21 января 2018 года в Центре культуры и досуга коллективы Солецкого района – «Надежда» из д. Выбити, «Заборовчанка» из д. Большое Заборовье (руководитель Капула В.И.),
23.01.2018 Комитет культуры
Выставка «Этот долгожданный день…», посвященная 74-й годовщине освобождения города Чудово от немецко-фашистских захватчиков - Комитет культуры74 года назад - 29 января 1944 года, войска 54-й армии Волховского фронта в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции освободили город Чудово от немецко-фашистских захватчиков.
23.01.2018 Комитет культуры
II районный конкурс-фестиваль традиционных народных праздников и обрядов «Субботея» - Комитет культурыНародные обычаи и обряды, праздники были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры каждого народа.
23.01.2018 Комитет культуры
«Горячий снег Сталинграда» - Газета Заря
«Горячий снег Сталинграда»
В Поддорском краеведческом музее готовится экспозиция, посвященная 75‑й годовщине победы в Сталинградской битве.
Газета Заря
Призёры России - Новая жизнь
Призёры России
На фестивале «Золотая ладья–2018» танцевальный коллектив «Престиж», которым руководит Роман ГИМАЗЕЕВ, был удостоен двух значимых наград.
Новая жизнь
Режиссер Алла Осипова представит в Великом Новгороде свой новый фильм - Новгородские Ведомости
Режиссер Алла Осипова представит в Великом Новгороде свой новый фильм
Премьерный показ исторического документального фильма «Древлехранилище» состоится 25 января в 19.00 часов в малом зале киноцентра «Россия».
Новгородские Ведомости
© Пресс-служба Министерства образования Новгородской области - Минобрнауки Новгородской области20-21 января 2018 года прошли: открытый Чемпионат и Первенство Великого Новгорода по лыжным гонкам, посвящённые памяти Героя Советского Союза Александра Панкратова.
22.01.2018 Минобрнауки Новгородской области
Новгородский "морж" выиграл этап Кубка мира - Минспорт Новгородской областиНовгородец Иван Захаров собрал полный комплект наград на этапе Кубка мира по зимнему плаванию.
22.01.2018 Минспорт Новгородской области
Определились финалисты проекта "Мини-футбол в школу" - Минспорт Новгородской области20-21 января в спортивном комплексе "Манеж" прошел II этап общероссийского проекта "Мини-футбол в школу".
22.01.2018 Минспорт Новгородской области
Цель достигнута - Новгородские Ведомости
Цель достигнута
Окуловский дартсмен Борис Кольцов стал мастером спорта международного класса Приказом Министерства спорта РФ окуловскому спортсмену Борису Кольцову присвоено спортивное звание «Мастер спорта России международного клас
Новгородские Ведомости
Влетело по полной - Новгородские Ведомости
Влетело по полной
Новгородцы не смогли дотянуться до медалей на турнире по алтимату «Экватор-2018» В прошедшие выходные Центральная спортивная арена в Великом Новгороде принимала крупнейший на Северо-Западе турнир по алтимату — открыты
Новгородские Ведомости
Мы верим твёрдо в героев спорта - Новгородские Ведомости
Мы верим твёрдо в героев спорта
Фильм «Движение вверх» стал самым кассовым за всю историю российского кино.
Новгородские Ведомости
В Новгородском районе сотрудники полиции провели первую в нынешнем году массовую проверку иностранных граждан, работающих на строительстве автодороги «М 11».
23.01.2018 УМВД Новгородской области
JPG Файл - УМВД Новгородской областиВ Великом Новгороде, как и по всей стране, в преддверии Дня российского студенчества стартовала акция «Студенческий десант».
23.01.2018 УМВД Новгородской области
Бывший руководитель муниципального учреждения осуждена за растрату денежных средств - Прокуратура Новгородской областиЧудовский районный суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении бывшего руководителя МБУ «Центр финансового, экономического,
23.01.2018 Прокуратура Новгородской области
Сегодня в Боровичах работает Мобильная приемная прокурора области - Прокуратура Новгородской областиСегодня, 23 января 2018 года, с 11.00 до 13.00 в г. Боровичи Новгородской области работает Мобильная приемная прокурора области.
23.01.2018 Прокуратура Новгородской области