«Лига справедливости»: голливудская версия российских «Защитников», или Труп DC

«Лига справедливости»: голливудская версия российских «Защитников», или Труп DC
Все вместе
Флэш
Аква и Флэш
идут в атаку
Бэтмен
Троица 2
Троица
Чудо женщина
Фото: vnnews.ru

В противостоянии двух супергеройских вселенных победу одержала Marvel — по крайней мере, на сегодняшний день, чему неоспоримым доказательством — а точнее белым флагом капитуляции — является последнее детище DC «Лига справедливости», сделанная в абсолютно marvel’овской стилистике. Отчего фильм смотрится не как альтернатива — в смысле соперник — «Мстителям», но их «дружеская» вариация. Причем без учета всех предшествующих ошибок, с обилием новых, точно это одна из дебютных лент, где создатели только пробуют те или иные ходы, присматриваются к персонажам, ожидая зрительской реакции. А ведь от «Лиги справедливости» — на фоне провального «Бэтмен против Супермена» и реабилитации и надежды в виде «Чудо-женщины» — ожидалось очень многого. И совершенно напрасно.

Нет, разумеется, на это есть вполне объективные причины: уход из проекта Зака Снайдера и появление в сценарно-режиссерском кресле Джосса Уидона, снявшего две части «Мстителей». Плюс продюсерские страхи касательно коммерции: 300 млн долларов — а именно таков бюджет фильма — очень впечатляющая сумма, и отбить ее не так-то просто. Особенно учитывая опыт «На заре справедливости». Отсюда — установка на более успешных конкурентов. Но в данном случае это оказалось не очень продуктивным ходом. Хотя бы исходя из того, что эта направленность не была заложена изначально — Снайдер работал над лентой в своем мрачно-тяжелом стиле — а была привита уже после того, как режиссер покинул съемочную площадку. Вследствие чего фильм подвергся таким колоссальным пере- и доработкам, что вообще удивительно, что вышло нечто смотрибельное. Одно то, что хронометраж сократили на целый час, говорит о многом. Да, экономия зрительского времени — с этим не поспоришь, но на персонажах это отразилось катастрофическим образом.

Вообще, задумка выпустить «командный» фильм перед сольниками — довольно смелая. Руководство DC, видимо, решило противопоставить такой подход marvel’овскому, чтобы придать оригинальности. Но компания не учла, что это потребует определенной изощренности и мастерства, поскольку раскрыть сразу трех новых супергероев — это далеко не дважды два. Даже сольник на этой почве может «уйти» под почву. А если сократить хронометраж на одну треть, да еще работая тупым ножом по живому, то есть, по сути, творя очередного Франкенштейна, задача, вообще не согласующаяся с принципом реальности. Стоит ли говорить, что в «Лиге» из новеньких не раскрыт ни один персонаж?

Флэш (Эзра Миллер) самый marvel’овский из всех, постоянно сыплет шутками, какие-то даже попадаются ничего, но это его не спасает — его предыстория не рассказана, только какие-то намеки, не более того. Кто он — совершенно непонятно. Но ясно одно: на самостоятельного супергероя он не тянет, даже с натяжкой, являясь очень бледной копией Ртути. В нем нет ничего оригинального — разве кроме что того, что к сражениям он не шибко приспособлен. Однако — почему? Этого не объясняют, как и не дают никакого развития персонажа. Обладая способностью к передвижению на сверхскорости — как персонаж Флэш, застывший, как муха в янтаре. Уж не ради ли того, чтоб оттенить собой других персонажей, того же Артура Карри (Джейсон Момоа), например?

 

Увы, в Аквамене жизни не больше, чем во Флэше. Он ощутимо напоминает Тора, перенявшего от Валькирии страсть к спиртному и сменившего молнию на воду, эдакий Нептун-алконавт — с бутылкой и трезубцем. Личности, души в нем не сыщешь. Когда Аквамен появляется в кадре, незамедлительно приходит ощущение, что в художественный фильм вмонтировали рекламный ролик какой-нибудь мужской косметики, аксессуаров или нижнего белья. Уж больно Момоа весь такой холеный, ухоженный. И, как подобает рекламному персонажу, совершенно пустой. Ни идеи, ни конфликта. Ни нормальной предыстории — ничего. Пустота. Манекен.

Впрочем, с Киборгом (Рэй Фишер) дела обстоят еще хуже: глядя на его фактуру, ну никак не верится, что в «Лигу» вбухали 300 млн долларов. Да терминатор 84-го смотрелся куда эффектнее! Корпус Киборга отдает такой дешевизной, что в голову проникают вполне разумные мысли: а не развалится ли вся «конструкция» при очередном движении? Но это еще что! Это — только цветочки.

В главном антагонисте создатели картины достигли апофеоза: столь чудовищно-убийственного образа от голливудских умельцев не ожидалось даже близко. Тут даже речи не стоит об игре, связной предыстории, месте в картине, обоснованности поступков — сам его внешний вид нейтрализует все эти претензии. Это даже не второй сорт, это — полный, беспросветный трэш. «Любуясь» на Степного волка (Киаран Хайндс), неизменно вспоминаешь Августа Куратова из отечественных «Защитников» — фильма о супергероях, хуже которого просто невозможно себе представить. Внешность Степного волка столь же убога и потешна, как и у российского плохиша. Это не злодей, который решил уничтожить землю, а пугало какое-то огородное.

В связи с ним встает вопрос о значимости всех героев, окромя Супермена (Генри Кавилл). Чтобы справиться с «голливудским Куратовым», вполне хватило бы его одного. Хотя без Бэтмена (Бен Аффлек) не обойтись — надо же кому-то было его оживить. А «человек-летучая мышь» — наиболее подходящий кандидат на эту миссию: как-никак, в предыдущем фильме (сольник о Чудо-женщине мы в расчет не берем) он его и грохнул. Так что логично, что в этом — вернул в сей мир. Ну ладно, оставим еще Чудо-женщину (Галь Гадот), она вышла наиболее цельной, и ничего не скажешь: именно Чудо-женщина существенно оживляет всю эту супергеройскую мутотень. А вот зачем здесь Киборг (да, он разъединяет материнские ящики, но, думается, с этой задачей справился бы и криптонец), Флэш и Аквамен — остается только пожать плечами. Для массовки, наверное, другого ответа в голову не приходит, поскольку даже по киноповествованию на двух последних супергероях не лежит никакой ни смысловой, ни сюжетной нагрузки. Кроме одной — коммерческой: их необходимо было впихнуть всех в один проект, чтобы вышел такой фильмец, прокат которого срубил бы приличную кассу.

Нет, это неоmarvel’овское творение, скорей всего, отобьет бюджет, но какой ценой — потерей идентичности DC. А это — для киновселенной — полный крах. Уж насколько был плох «На заре справедливости», но в сравнении с «Лигой» — просыпается даже какая-то ностальгия. По крайней мере, там была именно DC-жная атмосфера и был конфликт, была идея! Противостояние Бэтмена и Супермена — это противостояние человеческого и сверх, это борьба реальности и надежды, если угодно — материалистического и религиозного начала. Не будем забывать, что Бэтмен напрочь лишен любых сверхспособностей, свой супергеройский статус он заработал железной волей и финансами, чтобы обеспечить себе техническое и проч. преимущества над преступниками. Кстати, в «Лиге» на вопрос Флэша «в чем твоя сверхспособность?» Брюс Уэйн лаконично отвечает: «Деньги». А Супермен, в свою очередь, это воплощение сверхреального, он не землянин, его возможности практически безграничны; он символизирует собой надежду и спасение, то есть выступает, по существу, в роли нового Спасителя, Христа. И вот эта драма противостояния — с неожиданной победой Бэтмена — и вытягивала фильм. При всех своих минусах и недочетах «На заре справедливости» нельзя было отнести к чистому зрелищу. Да, это была неудачная лента, но — с претензией.

В «Лиге» никакой претензии нет. Просто очередной фантастический фильм о том, как команда супергероев спасает мир от очередного же апокалипсиса. Все до рвоты банально и линейно. Ни изгибов сюжетов, ни конфликтов, ни драматургии. Сплошная халтура. Чего стоит только эпизод, когда Киборг пытается вытащить своих новообретенных друзей из ямы. У него это не выходит, и он просто взмывает в воздух, бросая команду на произвол судьбы. На этом эпизод обрывается. И в следующем лига уже в полном составе и в другом месте. Как это произошло — история умалчивает. И это не единственный ляп, они в изобилии рассыпаны по всей картине.

Хотя, что касается идеи: можно, конечно, притянуть за уши имя главного антагониста к одноименному роману Германа Гессе и вывести бинарную оппозицию дух/культура (система). И вот уже на основании этого вывести целую философию, что зло, по «Лиге», суть порыв к свободе и заключается в движении к небытию, добро же наоборот образует четкую структуру и является ограничением; что маркерами этических категорий становятся элементы христианской мифологии, перенося, таким образом, этическое в область эстетического и так далее. И более того, такая точка зрения имела бы шанс на существование, если бы Степной волк был изобретением исключительно этого проекта. Увы, этот суперзлодей живет уже с 72-го года, как и Супермен он инопланетянин, только прилетел он с планеты Апокалипсис. Так что теория проваливается с треском. Доказывая, по сути, известный тезис: идейность с коммерцией не совместимы.

   

И, что удивительно, при таком бюджете создатели не смогли выехать даже на чисто визуальном ряде: картинка сильно отдает компьютерной графикой, цветовая гамма подобрана с таким расчетом, чтобы создалось ощущение, что ты не вылезаешь из каких-то коричневых сумерек. Нет, даже это может быть уместно, если служит для решения определенной художественной задачи, но ясно, что — не в этом случае. Это, видимо, просвечивает труп снайдеровского творения, который, если взять его за основу, как ни гримируй — в живого не превратишь. Максимум — в зомби. А как показывает опыт, такая реанимация успешно никогда не происходит. Исключение — Супермен из «Лиги».

Но это выглядит даже не как насмешка, а скорее мечта DC о воскрешении своей вселенной. Но на то она и мечта, чтобы подвести и не сбыться, как и подобает мечте, чтобы там ни утверждали психологи и учителя жизни. Реальность всегда возьмет свое, расставит по своим местам. Как, собственно, и произошло с «Лигой», ознаменовавшей полное и безапелляционное поражение DC, к которой, имеется в виду вселенной, по всей видимости, вторая часть «Лиги» уже не будет иметь никакого отношения. Да здравствует Marvel с новой версией «Мстителей» в виде Бэтмена, Супермена, Чудо-женщины, Киборга, Аквамена и Флеша. В любом случае, теперь конкуренцию они уже не составят. Так что лучше пересмотреть «Эру Альтрона», чем идти на долгожаднную новинку. Ну или того же «Бэтмена против Супермена»: хоть есть от чего плеваться. В отличии от «Лиги».   

Фото из открытого доступа

 
По теме
К участию приглашаются дети от 4 до 16 лет. - Новгородские Ведомости К участию приглашаются дети от 4 до 16 лет. Фотография ©: управление по физической культуре и спорту Великого Новгорода Открыта регистрация на X фестиваль детского бега в Великом Новгороде «Бегущее будущее».
Новгородские Ведомости
Новгородская шахматистка выиграла чемпионат округа - Министерство здравоохранения Спортсменка Центра спортивной подготовки Новгородской области и спортивной школы "Спорт-индустрия" завоевала две золотых медали на чемпионате Северо-Западного федерального округа по шахматам.
Министерство здравоохранения
«Легенды нашего кино» - Министерство культуры 15 марта 2024 года в залах ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» прошла презентация для СМИ персональной выставки произведений художника из г. Москвы Анны Сарычевой «Легенды нашего кино».
Министерство культуры