Вечером 18 апреля 2017 года епископ Юрьевский Арсений совершил пасхальную Великую вечерню в храме Успения Божией Матери в Колмово.
По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам со словом. Он отметил, что "на пасхальной вечерне читается Евангелие о явлении воскресшего Христа ученикам в отсутствие апостола Фомы. Это было первое явление воскресшего Господа Своим апостолам. Последние два дня их жизни были тяжелыми и мрачными, казалось, что все потеряло смысл, если какая-то вера теплилась в них, то только благодаря любви к Господу и воспоминанию о тех великих и славных событиях, которые предшествовали Страстной неделе такому, как воскрешение праведного Лазаря. Но голгофская смерть – это то, к чему апостолы оказались меньше всего готовы, хотя Христос неоднократно предупреждал их, что вот они восходят в Иерусалим, где Сын Человеческий предан будет в руки грешников, где убьют Его, но на третий день воскреснет. Но, как неоднократно отмечают евангелисты, эти слова оставались закрытыми для апостолов, они не могли понять, что это значит. Как подчеркнул владыка, сама мысль о том, что их Божественный Учитель и Господь может так страшно уйти от них, казалась неприемлемой. Этим и объясняется та растерянность, что охватила апостолами в момент взятия У Христа под стражу. Вспомним, что апостол Петр, например, отрекся, и прочие апостолы разбежались именно потому, что никто из них не оказался готов к Гефсимании и Голгофе.
Эти дни от пятницы до воскресения были днями траура, скорби и крушения всех их надежд. Но в первый день недели, тот который наступал после субботы, жены мироносицы уже удивили и ужаснули их. Они отправились рано ко Гробу, еще не зная, что там римская стража, а на самом Гробе печать Синедриона, они только думали о том, кто им отвалит камень от входа в погребальный пещеру. Придя же, увидели, что камень отвален от Гроба, и сам Гроб Спасителя опустел. Внезапно они узрели ангелов, которые возвестили о том, что Господь восстал из мертвых. Потом же последовало и самое первое явление Христа - женам мироносицам. Но для апостолов эти рассказы показались недостойными веры. Что только не могло возникнуть в головах женщин, которые обезумели от горя? И, как обычные люди, они были меньше всего склонны к тому, чтобы вечером того же дня узреть Самого Спасителя, живого, во славе Своей, в преображенной плоти, Которого они и узнали, и в тоже самое время не могли не заметить, что Он непередаваемо изменился. Ведь перед ними стоял не просто Человек, как они привыкли Его видеть, а Владыка и Господь, Владыка жизни и Господин всего мира. И вот, по слову епископа, это явление Христа обескураженным апостолам воскрешает смысл их жизни, их дух, возвращает им их веру во Христа. А за этим последует цепь других событий, о которых мы читаем на протяжении года в Евангелии на воскресных утренях. И как замечает евангелист Лука, Господь в продолжении сорока дней являлся им и говорил о Царствии Божием (Деян. 1:3). И все эти события и беседы очень скупо передаются евангелистами, в отличие от Нагорной проповеди, например, или тех бесед Христа, которые помещены в Евангелие от Иоанна, как то беседа с Никодимом или беседа с самарянкой. Здесь, как отметил владыка, содержание этих бесед остается за строками Евангелия, главное же это то, что Господь уверяет их о Своем Воскресении снова и снова, на протяжении этих сорока дней. Христос возвещает им и тайны Царствия Божия, то есть закладывает основы Церкви, и той проповеди, которая, спустя совсем короткое время, будет раздаваться и в Иерусалиме, и во всех городах Святой Земли, и во всех городах Римской империи, и за ее пределами. Он готовил Своих учеников, еще недавно таких слабых, потерянных и раздавленных, быть бесстрашными и твердыми проповедниками Его Воскресения. Так начиналась Церковь, так начался, по существу, и Новый Завет.
По слову владыки, Воскресение Христово важно не только для самих апостолов, но важно и для каждого из нас, ведь оно стало переломным событием в истории, прежде всего, изменившим отношения Бога и человека. С древних времен люди жили в оторванности от Бога, от Творца, Источника жизни и преодолеть эту оторванность сами не могли. Поэтому нужен был Спаситель, Который не просто бы простил грехи Адама и всех прочих людей, но сделал бы нечто несравненно большее - то, что сделал Господь, потому что Он Сам стал человеком. Он все наши болезни, страдания, и грехи вознес в Теле Своем на Кресте, чтобы любовью Божией восторжествовать над смертью, над злом, и над адом. Эту любовь Божию к человеку возвещали Его ученики, ее возвещает Церковь, проповедуя Христово Воскресение на протяжении уже почти двух тысячелетий.
Для нас с вами, как православных христиан, пастырей и мирян, важно, чтобы эта радость, которую мы открываем для себя в празднике Пасхи, не осталась запертой в наших храмах, потому что не только апостолы призваны быть провозвестниками Христова Воскресения, а все верные ученики Господа. И хотя мы не получили, как апостолы, заповедь оставить все и проповедовать Христово Воскресение во всем мире, основывая Церкви, но то, что в наших силах мы делать должны, а это - проповедь Воскресения Христова окружающим нас людям: и близким, и дальним, и любящим нас, и ненавидящим. Причем проповедь эта должна возвещаться не столько в словах, сколько в делах, потому что лучшее возвещение о Христе Воскресшем - это праведная жизнь христианина", - закончил владыка свое слово.