Малыми шагами к большим делам

Малыми шагами к большим делам
Главное напутствие директора выпускникам – продолжать обучение и оставаться хорошими людьми
Фото: pressa53.ru

идёт Марина Кофанова и не боится смелых идей

Для любого человека главное в жизни – найти место под солнцем, свой путь, следуя по которому, будешь счастлив сам и сможешь дарить радость окружающим. Директору Панковской школы Марине Кофановой в этом плане несказанно повезло. Будущую профессию она выбрала в раннем детстве.

– Когда я была совсем маленькой, мечтала быть врачом, – рассказывает Марина Анатольевна. – Я очень любила своего отца и думала: вырасту, вставлю папе золотое сердце, и он будет жить вечно. Но уже в первом классе родилась новая мечта. Казалось, что учителя – это какие-то небожители. Мне посчастливилось учиться у замечательного преподавателя русского языка и литературы. Я просто влюбилась в эти предметы и твердо решила – стану педагогом!

Родом наша собеседница из Вышнего Волочка Тверской области. После окончания школы собиралась поступать в Тверь на литфак, но когда сестра пригласила ее на майские праздники в Новгород, будущая абитуриентка сделала выбор в пользу Новгородского пединститута.

Лекции, зачеты, экзамены – все молодой студентке было в удовольствие. Во время педагогической практики она еще раз утвердилась, что создана для учительства. После окончания в 1982 году института с красным дипломом Марина Кофанова по распределению была направлена в Панковскую среднюю школу учителем русского языка и литературы.

– Школа была новой, ее построили в 1979 году, – вспоминает Марина Анатольевна. – Нас, молодых специалистов, встретили директор Елена Александровна Мельник и завуч Алла Николаевна Уткина. Строгие, требовательные, принципиальные, настроенные на работу люди, они держали коллектив в «ежовых рукавицах». Многие, не выдержав такого темпа и высоких требований, уходили. Но именно этим руководителям я бесконечно благодарна, они – мои главные Учителя в педагогической деятельности.

В первый год учительства Марина Анатольевна окунулась в уроки с головой. Желание работать и учить было настолько сильным, что она не замечала колоссальной нагрузки и через девять месяцев после рождения дочери вновь стояла у доски с указкой.

– Я считала себя обязанной побыстрее вернуться на работу, без конца думала, как же там дети... Спасибо родственникам, они поддерживали, сидели с дочкой. После первой четверти мама и вовсе забрала ее к себе в Волочёк, на некоторое время. Теперь я думаю, что была не права, нельзя ставить работу на первое место...

– Но, тем не менее, Ваши мысли заняты работой и по сей день.

– Теперь у меня начался другой период в жизни. Дочка выросла, уехала в Москву, у нее своя жизнь. Мы живем с мужем вдвоем, и сейчас у меня больше возможностей реализовать те идеи, которые когда-то были не под силу.

– Тяжело быть директором школы?

– Очень. Признаюсь, я никогда не хотела быть управленцем, и решение далось непросто. Директор – скорее, хозяйственник, стратег. Я и сегодня считаю себя нестандартным директором. Строгости мне не хватает, что ли. По натуре я – учитель, и самый счастливый период в моей жизни – учительский. Первый год в новой должности я не спала ночами, чувство тревожности сопровождало постоянно, ведь мне доверили столько жизней! Но потом научилась отодвигать плохие мысли и давать себе позитивные установки.

Управленческая работа тяжелая, бывает так, что идет сплошной негатив. Но меня спасают дети. Когда я захожу на урок и вижу глаза ребятишек, понимаю, ради чего и ради кого нужно работать, преодолевая отрицательные моменты директорства.

– У руля Панковской школы Вы почти девять лет. Что для Вас является основополагающим в работе?

– Образование – это обучение и воспитание. Но на первое место я ставлю воспитание. Может, некоторым моя позиция покажется странной. Родители требуют, чтобы дети хорошо сдавали ЕГЭ и имели возможность поступить в вузы. Для меня важнее, какими людьми они выйдут. ЕГЭ и поступление – серьезный этап в жизни, но не главный.

– Пока не наступила осень, в школьных коридорах – затишье. Но с приходом сентября жизнь забурлит, страничка в социальной сети вновь начнет пополняться интересными заметками и фотографиями. У Панковской школы, похоже, не бывает скучных дней.

– Мы стараемся наполнить жизнь ребенка событиями. Есть даже такое понятие – событийная педагогика. Что вспоминают на вечерах встречи выпускников? Редко уроки. Чаще яркие моменты: вечера бальных танцев, походы, выступления. Чем больше таких событий, тем богаче жизнь. Не менее важный пункт в моей работе – красота. Считаю, там, где дети, все должно быть красивым. В 2008 году начали с того, что сменили цветовую гамму в классах и коридорах на приятные, радующие глаз оттенки, постарались сделать школу уютной.

– За последние годы школа заметно преобразилась: отремонтированы кровля, спортзал, в актовом зале появились современные стулья, на территории – новый забор. Опять-таки среди пятерки нынешних выпускников-медалистов – трое панковских. Как Вам удаётся держать образовательное учреждение на высоком уровне?

– Я сторонник теории малых дел. Такой принцип выработала для себя изначально. Медленно, но верно идти вперед и не бояться смелых идей.

У школы много друзей и социальных партнеров, которые готовы поддерживать импульс школьной жизни.

Недавно я была на встрече с врио губернатора Андреем Никитиным, и его позиция мне близка. Он говорит, что готов помогать тем, кто не сидит на месте и не ждет манны небесной; тем, кто что-то делает и стремится зарабатывать сам. Его слова придают мне уверенности – я поступаю правильно и иду в ногу со временем. В начале моего директорства мне сказали: с деньгами может каждый, а вы без денег попробуйте. И оказалось, даже интересно зарабатывать деньги самостоятельно. Только от сдачи макулатуры мы в год получаем до 70 тысяч рублей, а сумма дохода с дополнительных платных образовательных услуг в прошлом году составила 500 тысяч рублей.

– Что помогает выдерживать такую нагрузку, оставаясь всегда приветливой и спокойной, доброжелательной к ученикам и коллегам?

– Любимая работа, вот и весь секрет. А когда начинаются сомнения, стоит только посмотреть на ребятишек или услышать благодарность выпускников.

...15 августа исполнилось 35 лет с того дня, как Марина Кофанова пришла в Панковскую школу. Ее труд оценен по достоинству: среди многочисленных наград есть особо значимые – звания «Почетный работник общего образования» и «Заслуженный учитель РФ».

Говоря о своих увлечениях, Марина Анатольевна назвала чтение. В настоящее время на ее журнальном столике – «Педагогическая поэма» Антона Макаренко, которую она советует перечитать всем педагогам, да и родителям тоже. Перелистнув последнюю страницу и заново осмыслив этот уникальный труд, Марина Кофанова обязательно придумает новый проект и реализует его.

Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора и Панковской СОШ

 
По теме
Начался прием заявок от студентов и выпускников высших образовательных учреждений на участие в оплачиваемых стажировках в органах исполнительной власти Новгородской области и подведомственных им государственных учреждениях.
Итоги регионального этапа одного из самых престижных детских конкурсов в сфере интеллектуального права подвели сегодня в юридическом институте НовГУ.
Итоги приема заявок на предоставление грантов в сфере молодежной политики - Администрация Великого Новгорода Подведены итоги приема заявок  на участие в конкурсе на предоставление грантов в форме субсидий из средств бюджета Великого Новгорода некоммерческим организациям на реализацию проектов в сфере молодежной политики.
Администрация Великого Новгорода
На третий и четвертый квартал 2024 года в Новгородской области запланировано пилотирование проектов, направленных на оптимизацию процессов оказания первой медицинской помощи,
Минцифры Новгородской области