Если не углубляться в мистику и сказки, что первым приходит на ум при упоминании зеркала? Глаза как зеркало души или солнечный зайчик? А может, иллюзия бесконечного пространства, создаваемая зеркалами в небольшом помещении? Или просто отражение себя любимого и окружающих предметов? Чаще всего, контакт с зеркалом связан именно с последним – возможностью полюбоваться собой.
Но есть особые зеркала, увидев которые, забываешь об их утилитарных функциях и любуешься не собой и не отражающимся пространством, а самим зеркалом, потому что это настоящее произведение искусства. Именно таковы зеркала работы Ивана Михайловича Бердникова.
Нет, он не резчик стекла, да и назвать Ивана Михайловича резчиком рам – значит, ничего не сказать о творчестве мастера. Разве можно обозначить скупым словом «рама» уходящую в зазеркалье городскую улочку или тихий уголок на берегу пруда со скамейкой для влюбленных под сенью ивы?
Мастер обрамляет зеркала скульптурой из дерева – вот так, пожалуй, наиболее точно можно передать словами суть творчества Ивана Михайловича Бердникова. Почему именно зеркала? Может быть потому, что в своих работах мастер отражает образы из собственных впечатлений и воспоминаний, а зеркальная поверхность отражает настоящее и влечёт в будущее – так переплетается время и пространство.
Иван Михайлович обосновался на Новгородчине сорок с лишним лет назад – тогда, в 1976-м, Иван Бердников, уже получивший образование скульптора по мелкой пластике, работал в Москве в реставрационных мастерских. Как-то приехал в гости к приятелю в Пролетарий да так и не вернулся в столицу. Здесь всё легло на душу: близость к природе, возможность заниматься творчеством на фарфоровом заводе, ведущем историю еще от Кузнецова, и… будущая жена Марина Николаевна, уроженка соседней деревни Бронница.
С супругой Иван Михайлович с тех пор не расстаётся, они вырастили сына, построили дом с мастерской, в которой мастер создаёт свои шедевры, а на заводе «Пролетарий» он проработал 17 лет, из которых 10 – главным художником. Позднее – ещё 10 лет на Бронницком заводе «Возрождение» и тоже главным художником. Теперь уже почти 16 лет мастер занимается деревом.
Однако, и фарфор поначалу тоже был для Ивана Бердникова новым непривычным материалом, ведь оба его образования и предыдущая работа были связаны с камнем: в профтехучилище на Урале он обучался традиционной резьбе по камню уральских камнерезов, затем закончил Абрамцевское художественное училище также по обработке камня.
- С камнем я вырос, - рассказывает Иван Михайлович. – Камень для меня – такой же тёплый материал, как и дерево, со своим природным рисунком. А вот с фарфором было сложнее – в производстве фарфора фантазия художника ограничивается многими технологическими нюансами.
«Заов а лишь», например, чересчур изгиб чайника, а фарфор при обжиге становится мягким, как масло, и просядет линия.
Так что, работа на заводе, по словам мастера, была ближе к деятельности проектировщика, который делает чертёж, а потом по этому чертежу множество других людей доводит изделие до готовности, при этом замысел художника-разработчика от первого эскиза до выхода готового изделия мог измениться до 50%!
Бронницкий завод, выпускавший знаменитую синюю (кобальтовую) посуду, по сравнению с Пролетарским был небольшим – «там было больше места для творчества», вспоминает Иван Михайлович. Именно там мастером в частности созданы изумительные вещи из бисквита – неглазурованного фарфора.
Но всем нам известна печальная история фарфоровых заводов в Пролетарии и Броннице: сохранившие традиции кузнецовского фарфора, пережившие революцию, советскую власть, перестройку и лихие 90-е, в нулевые заводы прекратили своё существование. Главному художнику завода «Возрождение» пришлось уйти с предприятия за несколько месяцев до его закрытия – тогда зарплату выдавали посудой, и в выходные проходилось продавать её вдоль трассы.
Но ведь недаром говорится: всё, что ни делается, к лучшему. На тот момент супруги Бердниковы уже достроили дом, где было главное для художника – мастерская. В процессе строительства дома и бани он и прикипел к дереву:
- Жалею, что раньше дерево не узнал. Это, конечно, материал чудесный, дает больше свободы творчеству. Теперь я как художник полностью хозяин себе и не завишу ни от кого – это мне очень нравится.
Начинал Иван Михайлович с деревянных скульптур, а потом ему приснилось зеркало в виде деревенского окна со ставнями и наличниками. То самое, первое зеркало в числе других более поздних работ мастера украшает его дом.
Процесс создания очередного произведения начинается с эскиза на бумаге, затем мастер ищет форму в пластилине, делает заготовки и лишь потом вырезает задуманное в дереве. Небольшой размер работ и наличие многих мелких деталей диктует определенные требования к материалу – художник работает только с лиственными породами дерева. Причина в том, что у хвойных деревьев довольно крупный рисунок годовых колец, к тому же смола и клетчатка разные по плотности, что не позволяет делать из ели или сосны мелкие детали – они будут скрадываться.
- Классический материал для скульптора – липа. С удовольствием я работаю с ольхой – это теплый прекрасный материал, а также с осиной, берёзой, ясенем.
Для создания определенного образа мастеру обязательно нужен цвет, который создает необходимый настрой, поэтому для каждой работы он подбирает свою тонировку. Иван Михайлович не пользуется морилками промышленного производства, он тонирует дерево водными красками – акварелью, гуашью. Для усиления мелкого рельефа прочищает элементы шкуркой, чтобы проглядывало живое дерево, высветляет местами краску для неоднородности цвета. И уже после достижения необходимой цветовой гаммы для того, чтобы дерево не меняло объем и не «трещало», покрывает изделие в несколько слоёв лаком.
Сейчас в работе у Ивана Михайловича два зеркала, создаваемые под впечатлением от недавней поездки в Питер. Образы, навеянные ажурными барельефами северной столицы и набережной Невы, постепенно находят свою форму сначала в пластилине, а затем в дереве.
- Это счастье – работать не под заказ, а ради творчества, - говорит Иван Бердников. Мастера во всём поддерживает его жена Марина Николаевна, которая в своё время работала живописцем на том же фарфоровом заводе, а со времён заката завода шьёт чудных медведей в стиле 30-х годов.
В этой замечательной творческой семье мечтают открыть в Великом Новгороде галерею зеркал. Ведь недаром редакторы программы «Пряничный домик» с телеканала «Культура» обыскались мастеров по зеркалам в России и ближнем зарубежье и приехали снимать сюжет именно в посёлок Пролетарий, а на открытии выставки зеркал Ивана Бердникова «Отражение» в Музее изобразительных искусств было такое количество народу, что пройти можно было только боком.
Галерея, наполненная светом, где каждое удивительное зеркало Ивана Бердникова заиграло бы всеми деталями и бликами – это было бы нечто особенное для нашего города.
Так что, если у кого-то из вас, дорогие читатели, есть идеи или возможности по воплощению в жизнь мечты Бердниковых об открытии галереи зеркал, пишите berdnikova.55@bk.ru или звоните 8 (8162) 744-231 – уникальному мастеру, создающему зеркала-шедевры.
Фото автора