Медведскому народному театру — 120 лет

Медведскому народному театру — 120 лет
Медведскому народному театру — 120 лет
Медведскому народному театру — 120 лет
Медведскому народному театру — 120 лет
Медведскому народному театру — 120 лет
Медведскому народному театру — 120 лет
Медведскому народному театру — 120 лет
Медведскому народному театру — 120 лет
Медведскому народному театру — 120 лет
Фото: pressa53.ru

Даже не все жители села Медведь знают, что прародителем театра был созданный при пожарном депо драмкружок «Юмор».

Позже он был переименован в «Красный Октябрь», но это понятно, как известно, с юмором у большевиков было неторопливо. Да и вообще, они вели народ к коммунизму — а это дело нешуточное. И вот, пережив многие катаклизмы, созданное народом для народа живёт и радует мир. Пусть даже этот мир областного или районного масштаба...

В восьмидесятых годах прошлого века мне посчастливилось встречаться с актёрами театра Надеждой Жебровской, Борисом Ерофеевым, Борисом Дерипаско, Алексеем Фоминым, Юлией Брагиной и другими, почитаемыми в Медведе не менее, а может быть даже и более чем знаменитые профессионалы известных театров мира. И тогда, больше половины всей моей жизни назад, эти встречи казались удачей, почти фантастической. Посчастливилось смотреть пьесы Островского и других драматургов, в которых они играли главные роли. И как играли!

Общаться с ними, слушать их было большой честью и великим счастьем для совсем ещё юной особы, причём не искушённой в театральном искусстве. И счастьем было разговаривать с Валентиной Фоминой, режиссёром театра, человеком неординарным, неоднозначным и, безусловно, талантливым бесконечно.

Театр — древнее искусство, призванное не столько развлекать, сколько заставляющее задуматься о жизни. Мы приходим в храм искусства, где видим мир глазами режиссёра. Можно один и тот же спектакль смотреть по нескольку раз, и каждый раз воспринимать действо будешь по-другому. Этим театр и отличается от кино. Конечно, раньше театр помогал человеку реализовать потребность в общении. Сегодня, в век новых технологий, он всё равно что музей — мы туда не ходим, но приятно, что он есть.

Может от «большого ума» и существует разделённость мира, разделённость между людьми? Говорят, это — трагедия современности. До сих пор Медведский театр под руководством режиссёра Инны Грибковой эту разделённость преодолевает, в каждой постановке даря нам близость между зрителем и актёром. Сколько ни смотришь пьесы, где актёры — знакомые люди, каждый раз жизнь приобретает иной смысл. Ты понимаешь, что каждый ступающий на нашу провинциальную сцену человек отдаёт ей себя без остатка. Но понимаешь и то, что он, этот человек, хочет поделиться и с тобой своими чувствами, мыслями, заставить остановиться, чтобы заглянуть в себя. В театре ты натаскиваешь себя на веру в особенный, духовный мир, где происходит очищение через страдание.

Рядом с нами живёт человек, который видел и слышал, и смотрел игру множества актёров Медведского театра, и помогал им во многом, а с некоторыми и спорил, и даже ругался — без этого с творческим народом никогда не обходится. Человек этот, Ольга Новожилова, сейчас директор Шимского музея-филиала, а раньше — руководитель всей культуры района. Она решила собрать воедино всё когда-то написанное о народном театре, об его истории и людях, благодаря которым это чудо живёт уже много больше века. Работа большая и непростая — сколько разных людей причастны к возникновению народного коллектива, его творческому развитию, его огромному успеху!

Перед очередным, 120‑летним юбилеем, мы попросили Ольгу Александровну поделиться с нашими читателями некоторыми фактами биографии театра. Да, именно биографии, потому что живущий так долго театр, как человек, имеет свои корни, свою историю. Напомнить об истоках стоит, не правда ли?

— В конце XIX века Медведь — большое купеческое село. Магазины, лавки, конторы, склады товаров, множество народа. Учитель Александр Калязинов и страховой агент Михаил Галлактионов были большими любителями театрального искусства. Они знали, что любительский театр уже давно существовал в воинской части села. Об этом говорят исторические источники — документы, свидетельствующие о том, что Пётр Ильич Чайковский, будучи в гостях в Медведе у своей сестры Александры Давыдовой в марте 1861 года, сообщал в письме другу в Санкт-Петербург, что сыграл две роли в театре. Спектакли, возможно, смотрела не только местная элита, но и жители села, приобщающиеся к сценическому искусству.

Исторический материал о театре собирала Нина Николаевна Ильина, та самая, которая организовала краеведческий музей в селе. Она готовила его к публикации, но всё сгорело в приключившемся пожаре в её доме, на котором она погибла и сама. Очерков и статей в прессе за время существования театра было опубликовано много, но значительную часть текстов авторы посвящали роли народного театрального искусства в становлении коммунистического общества. А вот воспоминания местных театралов в очерках представляют историческую ценность.

Местный краевед Иван Ефимович Братышенко рассказывал одному журналисту, что в 1898 году в селе Медведь была организована добровольная пожарная дружина. Инициатива принадлежала купцам, что естественно — они боялись за своё добро. Но дружина способствовала и сплочению народа в селе. Именно при ней и возник драматический кружок. На предложение Калязинова и Галлактионова дружинники откликнулись первыми. Над пожарным депо надстроили второй этаж для театра. После трудового дня люди собирались на репетиции и разучивали роли. В торжествах при открытии пожарного депо и театра «Юмор» приняло участие практически все село, это было невиданное событие.

Ветераны сцены рассказывали, что при первой постановке спектакля (ставили комедию Островского «Бедность — не порок»), в помещении театра яблоку было негде упасть. Особенно покорила зрителей игра простой крестьянской девушки Евдокии Силиной, которая играла роль купеческой дочери Любови Гордеевны. Евдокия Васильевна стала настоящей народной актрисой. Потом были: «Бедная невеста», «На бойком месте», «Воспитанница» и другие постановки пьес знаменитого драматурга. Ведущими артистами на мужские роли до революции были: офицер местного полка Алексей Ларионов, небогатый купец Михаил Гаврилов, учитель Александр Калязинов. Алексей Ларионов впоследствии играл в Ленинградском театре комедии и снимался в фильме «Поэт и царь».

— С репертуаром за вековую историю театра случались перемены?

— Да, после революции 1917 года он стал другим. Другие идеи и направления витали в воздухе. А вот вдохновителями была опять же местная интеллигенция — учитель Иван Николаевич Гусельников и дочь доктора Ольга Павловна Поспелова, пользовавшиеся у местных жителей большим авторитетом.

Не минуло медведских театралов увлечение агитационными постановками, революционными пьесами. Да и сам театр «Юмор» стал называться «Красным Октябрём». Установки были — на укрепление союза рабочих и крестьян, на переход к новой жизни, нужно было высмеивать кулаков, духовенство, помогать осуществлению коллективизации. С подмостков театра звучали новые песни, стихи, устраивались театрализованные представления, такие, например, как «Похороны сохи». Но многим актёрам больше нравился старый репертуар, они были верующими людьми, а поэтому жалели священников, да и кулаки жили с ними по соседству и часто выручали многодетные семьи, когда было особенно тяжело. И опять театр возвращался к Островскому.

Большую помощь в развитии профессионального творчества в 30‑е годы двадцатого века оказывал областной дом Деревенского театра города Ленинграда. В репертуаре любительского театра появляются пьесы Горького и Чехова. В предвоенные годы ставились пьесы советских драматургов, в которых показывался человек смелый, находчивый, горячо преданный Родине и коммунистической партии, славилась наша Красная армия.

Война оставила Медведь в развалинах. Нина Ильина вспоминала, что людям самим негде было жить, а они взялись поднять из руин театр. Иван Антонович Савельев, Алексей Иванович Силин, Василий Иванович Кузьмин приняли участие в его восстановлении. Молодёжь села во главе с комсоргом Яковом Ефимовичем Бархатовым решила — каждому отработать на лесозаготовках неделю. Они вручную пилили и разделывали деревья, грузили их на сани. Стали готовить спектакль по пьесе Собко «За вторым фронтом». В то время, когда надо было восстанавливать хозяйство и заботиться о хлебе насущном, народные артисты ездили с концертами по сёлам, зарабатывали деньги, чтобы расплатиться с нанятыми на стройку мастерами.

В 1951 году клуб был открыт. Заведовал им в то время Яков Ефимович Бархатов. Прошла премьера спектакля по пьесе Корнейчука «Калиновая роща». В первых спектаклях участвовали Елизавета Ерофеева, Борис Ерофеев, Нина Ильина, В. И. Ильин, К. И. Ильин, Дмитрий Паладичев, Клавдия Матвеева, Яков Бархатов. А Елену Ерёмину называли медведской Ермоловой.

С открытием клуба работа пошла слаженнее и лучше. Скопили денег и купили занавес, который не раздвигался, а раскрывался, образовывая «боковушки», шили костюмы. Люди не жалели времени на репетиции, часто прямо с работы шли в Дом культуры и возвращались домой поздно ночью.

— Самодеятельные артисты театра были людьми удивительными. Расскажите о них.

— Много лет отдал театру Борис Яковлевич Ерофеев. Он был великолепным актером, заведующим постановочной частью. Многие медведцы старшего поколения долго помнили его исполнение колоритных героев Островского, самым ярким спектаклем был, пожалуй, «Бедность — не порок».

Один из старейших участников — Дмитрий Паладичев. Сергей Понедельченко играл по велению души, даже когда был болен, с высоким давлением выходил на сцену. Борис Дерипаско — о нём хочется сказать отдельно. Жизнерадостнее человека я не встречала. Он мог найти выход из любого положения, накормить двадцать человек, поехать к начальству и выпросить ткани на новый задник и кулисы, выкрасить зал дома культуры за ночь тёмно синей краской, а в следующую ночь его перекрасить. Он мог и сыграть, и станцевать. Жизнь Бориса Николаевича оборвалась трагически, но светлые воспоминания о нём живы у односельчан.

Игру Юрия Звонцова очень любил новгородский губернатор Михаил Прусак (1991–2007 годы), он никогда не верил, что Юрий — совхозный слесарь. «Этот человек — интеллигент, как минимум в третьем поколении», — говорил Михаил Михайлович об актёре. Так оно и есть, интеллигент — это ведь не профессия.

Конечно, обо всех в небольшом очерке рассказать невозможно, около ста жителей села и окрестностей играли на сцене. Всё ещё впереди, история пишется не сразу. Мы любим и помним роли, сыгранные Надеждой Жебровской, Виктором Ивановым, Алексеем Фоминым, Владимиром и Юлией Брагиными, Андреем Куликовым, Юрием Копейкиным, Аркадием Ливом, Татьяной Глазуновой, Ниной Герасименко, Сергеем Мироновым и Сергеем Екимовым, Инной Грибковой, Ниной Егорушкиной, Натальей Маслаковой, Ириной Павловой, Александром Дружининым и Александром Никипеловым, Романом Ищуком, Верой Ежовой и многими, многими другими.

— И всё-таки самое известное имя, без которого театра могло бы уже и не быть, Валентина Фомина. Почти полвека она была вдохновительницей, хранительницей, создательницей многих спектаклей. Театрал с таким стажем — неизменно человек, страдающий душой, режиссёр от Бога.

— В воспоминаниях артистов очень редко, до того как Валентина стала режиссёром, упоминается, кто же ставил спектакли. По-видимому, очень часто — это был коллективный труд самих артистов — это подвиг вдвойне. Даже в начале 50‑х годов прошлого века, когда Фомина работала в ДК художественным руководителем и занималась постановкой спектаклей, никогда не упоминалась она как единое начало в этом процессе. И тогда это был всё ещё коллективный труд. Лишь в 60-х годах, после присвоения театру звания «народный коллектив», появились ставки режиссёра и заведующего постановочной частью. Руководящая роль режиссёра была определена.

Ещё до того, в 1958 году, в Медведь на просмотр спектакля приехал артист областного драматического театра Николай Иванович Пестов. Уже в ходе подготовки к постановке он провёл своеобразное занятие по гриму, а после спектакля состоялась интересная творческая беседа. Вскоре он опять приехал, чтобы оказать помощь театру, и неожиданно для самого себя, искренне привязался к коллективу, полюбил столь преданных искусству людей, стал жить их заботами. Творческая дружба профессионального актёра с народным театром продолжалась долго.

При подготовке празднования 90‑летия театра в 1988 году мы с Валентиной Петровной ездили к нему в гости в Великий Новгород. Николай Иванович уже не работал в театре — сказывались военные раны. Вместе с женой, заслуженной артисткой Любовью Коликовой, они нас тепло встретили. Как всегда получили много профессиональных подсказок, пили чай, вспоминали. Он был и сам великолепным актёром, любимцем новгородских послевоенных зрителей. Именно такие артисты создавали для них праздник, позволяли забыть о трудностях и мечтать о красивой жизни, в которой непременно будет счастье.

Валентина Петровна руководила театром с 1951 по 1996 год с небольшими перерывами, хотя официально ушла на пенсию в 1979‑м. Приезжали выпускницы Новгородского культурно-просветительного училища, выходили замуж и уезжали. А у Валентины Петровны не было специального театрального образования. Она — одна из старейших драмкружковцев, и многое в сценическом мастерстве постигла сама. В ней была неугасимая энергия и творческая дерзость. Фомина — энтузиаст, бесконечно преданный театру.

С 1996 по 1998 год режиссёром была Галина Целикина (уже после под псевдонимом Марина Светова она играла некоторое время в Санкт-Петербургском театре «Встреча»). С 1999 года спектакли ставили Ирина Павлова, Юлия Брагина, Татьяна Царенко. Последние годы режиссёром работает Инна Грибкова.

Не могу не вспомнить. 21–22 мая 1998 года в Медведе проводились праздничные мероприятия, посвящённые 100‑летию театра. Состоялись юбилейный спектакль по пьесе Разумовской «Ваша сестра и пленница» и театрализованное представление, посвящённое истории театра. Большую помощь в проведении юбилея оказали председатель областного комитета культуры Юрий Шубин и глава районной администрации Евгений Жилин. Гости на праздник приезжали со всех уголков России, из Белоруссии, Украины. Два дня в зале ДК был аншлаг. Кто помнит 1998 год, тот наверняка подивится: где на это дело взяли денег? Но тем не менее их нашли... А в августе экономика всей России рухнула, впервые мы услышали и ощутили на себе разрушительную силу слова «дефолт».

Надеюсь, что жители села, почитатели народного театра и актёры захотят поделиться своими воспоминаниями о нём, а мы поможем собрать их рассказы в сборник. И это будет подспорьем в работе режиссёру Инне Грибковой и заведующей местным музеем и актрисе Наталье Маслаковой. И хорошим подарком нашему любимому театру — дай Бог ему долгих и долгих лет... А мы верим, что он будет жить, потому что всё наносное, безликое и бездушное рано или поздно заканчивается, а остаётся Человек и с ним — Любовь, Вера и, конечно, юмор — комедии и водевили зритель любит не меньше, а может даже и больше, чем драмы. Очищение случается иногда не только через страдание, но и через юмор — умеющие посмеяться от души — люди счастливые.

Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Копии фотографий пересняты
в архивах Медведского краеведческого музея

 
По теме
Пешеход с закрытой черепно-мозговой травмой госпитализирована. - Новгородские Ведомости Пешеход с закрытой черепно-мозговой травмой госпитализирована. Фотография ©: ГУ ГИБДД по Новгородской области По информации ГУ ГИБДД по Новгородской области в понедельник, 18 марта,
Новгородские Ведомости
В отдел МВД России по Крестецкому району поступило сообщение о задержании нарядом вневедомственной охраны Росгвардии мужчины, совершившего кражу выручки из аптеки, расположенной на улице Московской в райцентре.
УМВД Новгородской области
Мастер - класс "Цветок памяти" - Краеведческий музей В течении 2024 года в Солецком краеведческом музее будут проходить мероприятия, посвящённые 80-летию освобождения солецкой земли от немецко - фашистских захватчиков.
Краеведческий музей
О конкурсе творческих работ о деятельности СК России за 2023 год - Следком Новгородской области Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области (далее – следственное управление) в соответствии с приказом Следственного комитета Российской Федерации от 01.04.
Следком Новгородской области