«Скрута», «уряда» и даже «сдоба» - как бы ни называлась традиционная девичья и женская одежда для посиделок и праздников, задача у нее была одна – показатьтовар лицом. Чем богаче, роскошнее и замысловатее будет выходной наряд, тем больше шансов у его обладательницы найти себе успешную партию. Тут уж не только рукодельное мастерство, но и различные хитрости шли в ход.
Сергей Глебушкин , собиратель и исследователь русского народного костюма (Москва): «Когда стали появляться лавки и коробейники, домотканное уже стало не модно, а у кого денег не хватало на целое, покупали ткань только на рукава, тут сарафан, все закрыто, не видно что там – лен или конопля и вот таким образом немного обманывали».
Двадцать пять аутентичных комплектов представительниц Архангельской, Белгородской, Калужской, Костромской и других областей средней полосы России и Северо-Запада привез известных исследователь национального костюма москвич Сергей Глебушкин, еще девять представил новгородский музей-заповедник.
Каждая территория практиковала свои особенности пошива, выбор украшений, расцветки и набор отдельных элементов. Любая деталь, изготовленная вручную, несла особенный смысл и значение.
Елена Мигунова , старший научный сотрудник НГМЗ: «Вот здесь рядом с нами костюм орловской невесты. Головной убор называется сорока, он состоит из семи частей и украшен индюшиными перьями, а внизу пушки из валяного гусиного пуха. Их могла носить замужняя женщина до рождения первенца».
Но самым распространенным украшением и оберегом являлись пояса – без них не обходился ни один женский или девичий наряд. Пояс надевали поверх сарафана или поневы. Именно с него начиналась заготовка приданого для будущей невесты. Мастерству, с которым женщины пряли, ткали и вышивали, сохраняя вековые традиции, сегодня можно только позавидовать. Или взять в руки иголку с ниткой и научиться самому.