Наталья Васильева не художница и не пластический хирург, а ваятельница наших отпусков. Директор туристический фирмы «Натали-Тур», она отправит девочек вон из розового цвета, мальчиков – за карельской смекалкой, себя – на тренинг, новгородцев – к солнцу в зиму и абсолютно всех гостей – в Великий Новгород! Подробнее об этом в рассказе Дианы Федоровой
Публикуется в рамках конкурса «PRо новгородский малый бизнес».
НОМИНАЦИЯ «Лучший портрет предпринимателя/коллектива»
Руководитель компании «Натали-Тур» Наталья Васильева рассказала студентке кафедры журналистики НовГУ Диане Федоровой, как реализовывать людские мечты об отдыхе и грамотно, и со вкусом.
Когда туризм не досуг, а – работа!
– Наша компания начинала свою работу в 2013 году как турагентство, а сейчас мы занимаемся туроператорской деятельностью. То есть мы делаем свои собственные автобусные, экскурсионные туры, принимаем гостей в Великом Новгороде, вывозим жителей нашего города в другие регионы и за границу, растет штат экскурсоводов. На 2018 год у нас разработаны новые программы, появилось новое направление – детский туризм: лагерь в Сочи.. Мы год за годом становимся более профессиональными и продвинутыми.
– Как вы пришли к мысли о создании своего бизнеса?
– Очень просто: в один прекрасный день я проснулась и поняла, что мне надо что-то менять, и я решила: пускай это будет туризм. Это была для меня новая отрасль, поэтому я стала ее изучать и развивать свой бизнес.
– С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись?
– Сложностей было очень много. Я начала свою деятельность в кризис на туристическом рынке. Много компаний обанкротилось, турагентства «летели» в небытие, как семечки. Нам пришлось быть более мобильными и гибкими, так и появилась туроператорская деятельность. С ней мы смогли устоять и, более того, интенсивней развиваться!
– А что за «школу турагента» вы организовали?
– С расширением бизнеса появилась потребность в новых кадрах, а подготовленных кадров на рынке нет, они выпускаются, но не имеют практических навыков. А у нас, если приходит новый сотрудник, то ему нужно сразу включиться в рабочий процесс, поэтому появилась школа турагента. Она помогает нам решать кадровую проблему.
– Популярна ли эта школа?
– Я набор провожу непостоянно, в зависимости от того, требуется ли мне персонал. В этом году будет два набора, потому что у нас открылся дополнительный офис и много персонала надо набрать. По поводу обучения… я сама постоянно обучаюсь. Сейчас прохожу подготовку в школе бизнес-тренеров, то есть я совершенствую свои навыки и как педагог-тренер, и как руководитель компании, потому что, если я не буду развиваться, моя компания не будет расти.
– Участвовали ли вы в каких-то конкурсах?
– Мы не ставили себе таких целей, но у нас есть награды от крупных туроператоров, которые занимаются выездным туризмом. Нас отметили как агентство в номинации «Открытие года», также мы участвуем в выставках и городских мероприятиях.
– Что скажете о конкуренции в вашей сфере?
– Я бы не сказала, что мы конкуренты, я бы назвала нас партнерами, потому что, так или иначе, где-то переплетаются наши виды деятельности, и очень часто мы делаем совместные продукты. Конкуренция, на мой взгляд, вымышлена. Если ты занимаешь нишу и она эксклюзивна на рынке, и выполняешь свою работу грамотно и профессионально, то конкуренции нет.
– Что вас отличает от других турфирм нашего города?
– Мы больше всех организовываем поездок для жителей нашего города. Прошедшее лето показало, что у нас лидирующие позиции.
– Какими качествами должен обладать работник вашей организации?
– Стрессоустойчивый! Потому что туризм – непредсказуемая сфера, каждый год происходит что-то новое и неожиданное. Целеустремленный! Потому что ставятся задачи, которые должны выполняться, должен быть навык командной работы, а также знание своего продукта. Наши сотрудники постоянно обучаются и повышают свои профессиональные качества, поэтому профессионализм должен быть обязательно.
Не зря считают: глядя на лидера, можно судить о его команде. Портрет руководителя важен для восприятия всей компании, ведь он в прямом смысле является её лицом!
– Наталья, а чем вы занимались до создания вашего бизнеса?
– Занятия были разносторонние. Я отучилась два курса в Первом медицинском институте в Санкт-Петербурге, куда пошла по совету моего дяди-онколога. Мечтала стать пластическим хирургом, но… вернулась домой. В Новгороде какое-то время преподавала на курсах по рисованию, у меня был организован подготовительный класс, и кто-то из моих учеников поступил в художественную школу. Потом я решила, что это не для меня, и ушла в другую отрасль – работала заведующей в кафе. Через два года я уже была главным бухгалтером. После всех этих исканий я поняла, что хочется чего-то своего.
– Вы с детства творческий человек?
– У меня закончена художественная школа, и в старших классах я думала стать художником-дизайнером, но потом я попала в медицину и не случайно выбирала пластическую хирургию: там нужно чувство формы. После в творчество я больше не возвращалась. Был период, когда занималась общественной деятельностью, руководила Новгородской региональной организацией «Развитие предпринимательства», и окончательно переключилась на коммерческую деятельность. Так появился туризм в моей жизни.
– Говорят, не создай себе кумира, но многие вдохновляются деятельностью какого-либо человека, следуют его примеру. У вас был или есть такой человек?
– Нет, у меня не было вдохновителя, я более реалистична. Я брала пример со многих людей, которые встречались на определенных этапах моей жизни, ведь мы же всю жизнь учимся и совершенствуемся. Я закончила факультет менеджмента, профессий испытала много, и все они помогли мне накопить определенные знания и навыки, которые я использую в своей жизни. А управление организацией – это тоже творческий процесс, потому что тебе постоянно приходится что-то творить, придумывать новые фишки для туристических маршрутов, чтобы это было интересно.
– Есть стереотип, что тот, кто работает в турфирме, – тот много путешествует. Это правда?
– Конечно, это стереотип. Почему у нас проблема с кадрами? Потому что приходят девушки с широко открытыми глазами, они все видят в розовом цвете, думают, что будут сидеть красиво в офисе, как на картинке, будут путешествовать, пляжи, пальмы, но, когда они попадают в реальность, выходит, что здесь нужно много работать. Это очень ответственная и активная работа, менеджерам приходится много общаться, к нам приходит большой поток людей. Это всевозможные эмоции, каждый приходит со своими проблемами и его нужно выслушать. Постоянно меняющаяся среда вокруг тебе на работе и, когда ты приходишь домой, хочется просто помолчать.
– Выходит, вы немного путешествуете?
– Да, у меня не получается уехать, потому что много всевозможных задач. Как руководитель компании я многие вещи в компании делаю самостоятельно, занимаюсь и сайтом, и группой, и персоналом, и финансами, и внедрением новых бизнес-инструментов. Чтобы все это осваивать и продвигать вперед, я много езжу на тренинги и конференции, это я и могу назвать путешествием. Любая моя поездка связана с какой-то целью, вот 20 числа я уезжаю в Сочи на туристический форум. С одной стороны, это путешествие, я поеду смотреть, а, с другой стороны, – я поеду учиться и общаться с коллегами.
– Давайте представим, что у вас появилось свободное время, куда бы вы поехали?
– На Кубу, ведь там океан.
– А куда чаще всего отправляются жители Великого Новгорода?
– Наши новгородцы любят ездить в солнечную Турцию, в этом году была популярна Испания. Когда у нас снег, любят Доминикану, Вьетнам и Китай. Таиланд популярен всегда.
– Как профессионал в сфере туризма что бы вы сказали о Великом Новгороде с туристической стороны?
– Путешествуя по России, я поняла, что наш город прекрасен и красив и очень нравится туристам. Но есть проблема в том, что все наши туристические продукты однотипны, стандартны, не хватает новых идей. Если посмотреть на соседний регион – Карелию, у них есть главный ресурс – это природа: заповедники, леса, озера! И они столько там придумывают продуктов, они ставят какие-то чумы, в них делают мастер-классы, устраивают экскурсии по тропам – надо учиться такой смекалке, поэтому мы сейчас работаем в этом направлении, будем создавать новые маршруты. А так – наш город уникален для гостей, интересен и детям, и старшему поколению.
– Какой вы руководитель?
- Мне кажется, я демократичный руководитель. Но, конечно, есть моменты, когда я строга и могу показать характер.
– Какие вы видите перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса?
– У нас очень большие перспективы. Россия страна большая и с богатой историей, культурой, здесь можно работать бесконечно, не останавливаясь, главное – любить свое дело.
– В чем заключается секрет успешного бизнеса? Что, по вашему мнению, самое важное?
– Самое важное – это желание работать, а не сидеть и получать деньги.
– Какие советы вы могли бы дать новичкам, только планирующим открывать свой бизнес?
– Нужно четко понимать, что хочется сделать, и, когда будет очень тяжелый момент, – не стоит опускать руки. Надо найти в себе силы продолжать двигаться в том направлении, которое вы выбрали.
Прямо сейчас Наталья принимает участие в открытом конкурсе для руководителей нового поколения «Лидеры России». Пожелаем ей удачи, и пусть мечта с Кубой тоже поскорее осуществится!
Проект и публикации подготовлены при участии депутата Думы Великого Новгорода Елены Михайловой. Пунктуация и орфография сохранены - прим. ред.
С другими статьями можно ознакомиться по ссылке .