Если собрать все костюмы, сшитые Светланой Чазовой, в одной гардеробной, она растянулась бы на километр
Как представить масштаб творчества Светланы Чазовой? Можно нарядить новгородцев героями исторических хроник, эпосов, литературы и спорта... Да, в какие только края-кроя не уводила фантазия Светлану Владимировну. И вот пришли бы эти герои стройными рядами в наш кремль, допустим. Они-то там, пожалуй, поместились. Что до остальных, люди, только без обид, может, нам с вами лучше остаться дома?
Модельер, выйди из тени!
В клиентах у Чазовой — почти все городские и областные учреждения культуры, многие творческие коллективы, народные и профессиональные театры. Театрализованное представление «Новгородское Вече» в кремле под открытым небом шло несколько лет. Там более 70 костюмов, между прочим. А фестивали? «Серебряная нить» для молодых дизайнеров, фестиваль карнавального костюма «Золотая пуговица» в этом году празднует совершеннолетие. Сама же Светлана Чазова отметит 25-летие творческой деятельности. Даже не задумывалась над этим на самом деле. Но тут так: забудешь — напомнят. Режиссеры, актеры, руководители творческих коллективов, участники художественной самодеятельности — у нее много благодарных почитателей.
Хотя за пределами этого круга — известность уже не та. Нам же не говорят в микрофон: посмотрите, как замечательно выглядит вон тот боярин, какой у него хороший портной!
Наши гулянья — не фестивали высокой моды. Модельер — всегда в тени. И неведомо публике про его сомнения, поиски и бессонные ночи.
Мамина строчка
Светлана Владимировна — зодчий. Из тех, кто создавал кафедру архитектуры НовГУ.
Если все архитекторы умели бы моделировать одежду, а портные кроить здания, ничего особенного в том, что Чазова «переодела» профессию, став модельером, и не было бы.
Случилось это не вдруг. Благодаря маме-рукодельнице она еще девчонкой могла сама сшить себе обнову. Потом создала в Новгороде студенческий театр моды, сама же его и одевала. В 1994-м основала мастерскую «Шоу ЧАС». С помощницами из своих же студенток.
А потом вновь произошла метаморфоза. Нет, Чазова отправилась не в глушь, а вглубь.
Рюрик-Люрик
— Дело было в канун 1140-летия Великого Новгорода, — вспоминает Светлана Владимировна. — Вот когда я впервые столкнулась с Рюриком.
Основатель государства Российского вызывал сочувствие: праздник на носу, а ему буквально нечего надеть. В городе — ни одного исторического костюма.
— Вообще-то я считала себя авангардным модельером...
Образ и технологию пришлось изобретать на ходу. А наряд княжий шить из того, что возможно было подобрать. Результат оказался блестящим. В буквальном смысле, поскольку Чазова использовала ткань с люрексом (волокнистой нитью, покрытой фольгой).
Собственно, это не так уж далеко от исторической истины: кто-кто, а Рюрик, несомненно, имел металлический стержень в характере. Единство формы и содержания.
Погружение
Нет, серьезно, все прошло хорошо. Президент благотворительного фона «Русский силуэт» Татьяна Михалкова похвалила. Но что у нас есть о «моде» X—XI веков? Вот подарила тогда Михалкова книгу «История русского костюма» — спасибо ей, — да только история не с тех веков, а более поздних. В каком-то смысле наша древность показывает нам «силуэты» исторических лиц, и в основном на иконах и фресках. Массовый зритель мог верить Эйзенштейну: вот ты какой, Александр Невский. Специалисту же понятно, что это — театральная условность.
Ей понятен Санкт-Петербург. Как архитектор она не просто видит его шедевры — читает их. Что хотел сказать архитектор? Да вот же!.. Но что хотел сказать древнерусский портной — вопрос другого порядка.
— Художнику на руку фантазировать, а время требует — изучай!
Уже который год — крупица к крупице, костюм к костюму.
Пора перекусить
На иных персонажей — спрос особый. Садко, так даже разбогател. Вышел когда-то в простеньком плаще, теперь вот в мехах щеголяет. Повторяться художнику — не с руки.
Тогда кто на новенького? Уже в этом году Светлана Владимировна пошила костюмы по заказу областной филармонии — скоморохи, стражники, купцы. И правильно, народ тоже имел место быть в истории.
— Смотрю на наших реконструкторов, а их полку все прибывает и прибывает. Люди ищут себя, стремятся вырваться из серых будней. Я знакома с мамой троих детей, она хочет быть лучницей. Все это здорово, но мне хочется уже чего-то другого. Что у нас драки да драки?
А каких-таких зрелищ еще надо?
— В истории Великого Новгорода были довольно благополучные времена. Жили-поживали, добра наживали. И попраздновать, поди, были не прочь. Почему это не изобразить? Пировать не воевать.
Регенерация души
Вспоминает фразу (один академик сказал):
— Поверьте, у этого города — великое будущее. Несмотря ни на что...
На что? Говорит о погоне за цивилизацией, о стекле и бетоне, очередном торговом центре.
Вспоминает архитектора-реставратора Любовь Шуляк:
— Ей уже 95 лет было. Представляете, приходит ко мне домой с кирпичами-плиточками: «Светочка, вы должны открыть музей реставрации!». Такие, как она, то поколение, могли умереть, когда обрушивался кусочек кремлевской стены. Они ушли, остались мы. Мы тоже что-то должны...
Давно мечтает о музее Садко.
— Братья Запашные на нашем бренде зарабатывают, а мы? Этот музей был бы встроен в сказочный маршрут. И Подмосковье со своей Бабой Ягой, и Старая Русса с Петрушкой...
О новгородском карнавале.
— Фантастика? А Венеция, когда приходила в упадок, воспряла карнавалом. Мы недооцениваем значение праздника. Правда, думать только о деньгах — время впустую. Долой депрессию! Да здравствует регенерация души!
Давайте восклицать
А Виктор Назаров, давний друг и партнер (еще со времен его работы в ГДК, а потом и в театре драмы), напоминает нам строчки Окуджавы:
Я говорю ему шутя:
«Перекроите все иначе.
Сулит мне новые удачи
искусство кройки и шитья».
— Сулит-сулит, – подхватывает Светлана Владимировна.
И тут я узнаю, что, по крайней мере, одно заветное желание модельера вполне осуществимо. Это фестиваль исторического костюма и культурных традиций «Новоград». Презентация совместного с музеем-заповедником проекта пройдет майской «Ночью музеев». Скорее всего, в 2017-м.
И это всё о ней
Андрей НИКИПЕЛОВ, дизайнер одежды (Москва):
— Светлана открыла во мне любовь к материалу под названием «ткань». Я учился у нее, будучи студентом культпросветучилища. Панно, затем батик, и наконец — костюм. Я работал в Минспорте РФ, создавал экипировку для Универсиады в Казани, для волонтеров Олимпиады в Сочи, для клубов «Динамо» и ЦСКА. И всё благодаря Лучику Света от Светланы Владимировны Чазовой.
Софья ИСАИЧКИНА, хореограф, театр танца Dixi (Великий Новгород):
— Это огромное везение и счастье, что я встретила Светлану. В Петербурге — много хороших мастеров, но никто меня так не понимает, как она. И где бы мы ни выступали, везде отмечают наши великолепные костюмы. Есть у нас номер «Зов» — там очень простые костюмы, но они отражают задумку первобытного танца, в котором есть ощущение тела, природы и любовь. Это искусство.
Геннадий АЛЕКСЕЕВ, заслуженный артист России (Симферополь):
— Вспоминаю спектакль «Как управлять мужем». Для новгородского театра, с моей точки зрения, — это вершина вкуса и стиля. Я по-настоящему стал дядюшкой Барлоу, когда надел костюм, созданный Светланой Чазовой. Откуда-то вдруг взялись и чопорность, и аристократизм. А однажды Света сделала мне личный подарок — элегантный черный костюм. В нем я казался себе высоким и стройным. Мое появление в этом костюме неизменно производило эффект.
Фото Владимира БОГДАНОВА
и из личного архива Светланы ЧАЗОВОЙ