Правила управления судном в шторм

Правила управления судном в шторм
Фото: 53.mchs.gov.ru

Что может быть лучше, чем прокатится с ветерком по реке или озеру, а ещё лучше совершить небольшое путешествие по нашей или соседней области, где столько красивых и уникальных мест. Однако, не стоит забывать, что погода - вещь непредсказуемая, и хороший летний день в одночасье может обернуться штормом с сильным ветром и проливным дождем.

Главной опасностью для маломерного судна является крупная волна, особенно попутного направления, которая может остановить судно, развернуть его и перевернуть через борт. Поэтому, как только вы заметили первые признаки надвигающегося шторма, необходимо укрыть судно в ближайшем безопасном месте. Если сделать это уже невозможно, то необходимо позаботиться о том, чтобы ваше судно было подготовлено к плаванию в штормовую погоду: трезво оценить штормовую обстановку и мореходные качества своего судна и выбрать благоприятный курс и скорость хода. Далее выполнить ряд обязательных мер: проверить и закрыть водонепроницаемые двери на судне, горловины, люки и отверстия палубы, иллюминаторы, через которые может проникнуть вода. Если возможно, то люки затянуть брезентом. Закрепить якорные цепи, якоря и находящиеся на палубе предметы. Если возможно, поставить штормовое леерное ограждение и проверить готовность спасательных средств. Подвесной мотор должен быть надежно закреплен, а на случай падения его за борт дополнительно соединен с корпусом тросом. Чтобы вода не попала в систему зажигания и мотор не заглох, его надо зачехлить. При укладке и креплении предметов оборудования и снабжения следует предусмотреть отлив забортной воды. На беспалубных катерах и лодках для предупреждения и уменьшения попадания воды можно поставить временный брезентовый съемный фальшборт в той части, откуда судно заливается водой (с носа, борта). На беспалубных маломерных судах, как только усилятся ветер и волна, пассажиров нужно посадить на слань, как можно ближе к диаметральной плоскости судна.

При плавании в шторм, в зависимости от обстоятельств, судном нужно управлять так, чтобы держать его против волны по или против ветра. Уменьшением хода можно предупредить попадание большого количества воды в судно. Если все же малый ход не уменьшает «зарывания» судна в воду, а рулем судно управляется хорошо, то перед подходом большой волны его нужно останавливать и вновь давать ход с входом на волну, а при сходе с гребня нацеливаться на вход на другую волну. Как правило, следует стараться вести судно по местам, где только что разбилась волна, избегая встречи с волнами, на которых начинает формироваться гребень.

При ходе с подвесным мотором оголение кормы сразу же меняет задаваемый судоводителем курс судна. Все время нужно стремиться к тому, чтобы волна не накрыла, не залила мотор, который от этого может заглохнуть.

 В шторм особенно опасно плавать на мелководье, так как во время волнения судно может оказаться во впадине между двумя волнами и удариться корпусом о грунт. При проходе через мель волна сначала растет в высоту, а потом закручивается и рассыпается. Если в это время на волне находится судно, то оно может потерять управление, развернуться бортом к волне и перевернуться. Судоводитель должен следить, чтобы судно ни в коем случае не становилось бортом к волне. Если вдруг лодка всё же перевернется, нужно постараться не попасть под нее, но в то же время оказаться рядом, так как она может сыграть роль «спасательного круга».

Вот некоторые правила для тех, кто собрался в путешествие по воде:

- рассчитывайте время выхода в плавание и прибытие к месту назначения на светлое время суток. В условиях ограниченной видимости существует вероятность столкновения с плавучим (с подводным) препятствием или налета на перекаты, отмели, каменистые образования;

- ознакомьтесь по карте с предстоящим маршрутом движения, наличием возможных мест убежища;

- отправляясь даже в короткое плавание, уточните прогноз погоды;

- обратите внимание на силу и направление ветра — от этого зависит высота волны, причем на различных участках она может быть разной;

- проверьте запасы топлива, исправность судна и его механизмов;

- проверьте укомплектованность плавсредства согласно нормам снабжения, наличие спасательных жилетов по количеству человек, находящихся в лодке;

Помните, что надетый спасательный жилет — это не только спасательное средство в экстремальном случае, но и отличная защита от холодного ветра во время управления судном.

Если случилась беда, вызывайте спасателей по телефонам:  01  (с городского),  101  (с сотового).

 
По теме
Очень часто весенний лед становится причиной гибели людей. Как правило, среди погибших чаще всего оказываются дети и рыбаки.
Окуловский районный суд с участием представителя прокуратуры Окуловского района вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении 40-летнего жителя г. Окуловка Асифа Алили.
В результате пожара пострадавших нет, дом удалось спасти. - Новгородские Ведомости В результате пожара пострадавших нет, дом удалось спасти. Фотография ©: Управление защиты населения Новгородской области Вчера, 27 марта, в 17:25 в экстренные службы поступило сообщение о пожаре в Пестове,
Новгородские Ведомости
Новгородцы могут принять участие в конкурсе военно-патриотической песни «Мы этой памяти верны» - Новгородские Ведомости Фотография ©: из архива проекта Вчера, 27 марта, общественное движение «Бессмертный полк России» дало старт новому проекту – конкурсу военно-патриотической песни «Мы этой памяти верны».
Новгородские Ведомости
Сказка – ложь, да в ней намёк! - Газета Красная Искра Спектакль «Приключения Коли Бубенчикова» для детских садов и начальной школы подготовил театральный коллектив МАОУ СОШ № 7 В премьере спектакля на сцене задействованы 19 участников – это учащиеся с 5 по 10 класс и учителя.
Газета Красная Искра