Путь схоластов

Фото: novved.ru

«Словеснейшие» братья Лихуды создали регулярные среднюю и высшую школы

Сегодня, 24 мая, — День славянской письменности и культуры. Это в первую очередь праздник просвещения, родного слова, книги, литературы. И новгородцам есть кем и чем гордиться в этом плане.

Недавно в НовГУ в рамках работы исторического лектория прошла лекция об Иоанникие и Софроние Лихудах и созданной ими в 1706 году в Новгороде при архиерейском доме греко-славянской школе.

По словам лектора, одного из создателей Лихудовского научно-исследовательского центра НовГУ, заместителя директора Государственного архива Новгородской области Николая САЛОНИКОВА, публичные выступления ученых для широкой аудитории нужны, поскольку, как показывает практика, школьники и студенты очень многого не знают из новгородской истории.

— В том числе и о деятельности иеромонахов Иоанникия и Софрония Лихудов, которые основали в Новгороде школу, — начинает разговор Николай Вячеславович. — А ведь они, по сути, совершили прорыв и в сфере образования России на рубеже XVII–XVIII веков.

— Лихуды, приехав в Москву из Греции в 1685 году, создали Славяно-греко-латинскую академию. Но ведь в Москве и до Лихудов были школы. Они что, новую учебную модель применили?

— Образование и сейчас — одна из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности. Что уж говорить о том периоде. Лихуды в России применили ту модель, которую наблюдали в Европе и по которой сами обучались — Иоанникий, а он был старше брата, — в Венеции, а после оба — в Падуанском университете, который являлся одним их главных центров итальянского аристотелизма и схоластики.

Созданная Лихудами в Москве Славяно-греко-латинская академия разделялась на три класса или школы: верхнюю, среднюю и нижнюю. Обучению в академии предшествовала учеба в подготовительном классе, где проходили элементарную славянскую грамоту. Затем шел академический курс, который Лихуды читали сами. Его основой было, как и в Европе, изучение семи свободных искусств, прежде всего — грамматики, риторики и диалектики. Заканчиваться все должно было в обязательном порядке изучением «высших» наук — философии и богословия. Курс дисциплин носил схоластический характер.

— Но ведь гуманисты ругали схоластов за то, что те не к первоисточникам — текстам Священного Писания — обращаются, а к его комментаторам, например, Фоме Аквинскому...

— Да, и не только гуманисты. Если помните, основатель протестантизма Мартин Лютер активно выступал за обращение к первоисточнику и перевел на немецкий Новый Завет. Однако когда началось обучение в протестантских университетах, преподаватели предпочли пойти по пути схоластики. Потому как это наиболее подходящая форма с точки зрения подготовки учеников — она давала хорошие результаты.

И братья Лихуды схоластику выбрали исключительно как действующую образовательную модель.

— Некоторое время назад были обнародованы результаты сравнительного анализа тех лекций, что братья записывали, когда сами учились в Падуе, и тех, что читали воспитанникам в России. Лихуды упрощали свой учебный курс. И закономерно возник вопрос: можно ли в таком случае считать Московскую Славяно-греко-латинскую академию высшим учебным заведением?

— Действительно, братья Лихуды несколько упростили свои лекции. Но тут важно учитывать политическую расстановку сил того времени. Основатели школы были несвободны в принятии решений, ведь их в Россию послал патриарх Иерусалимский Досифей, который имел свои виды на Москву и вел упорную борьбу с латинствующими. Лихуды не сокращали структуру учебного курса, не упрощали содержательную часть, но они, дабы не раздражать грекофилов, в том числе и Досифея, убирали из своих текстов ссылки на авторитетных латинских авторов, популярных в Европе. Только и всего.

— Так каков все же формат учебных заведений, созданных Лихудами в России?

— Что касается Московской Славяно-греко-латинской академии, то это однозначно высшая школа — уровнем не ниже, чем в Европе. Но главное то, что Лихуды в России ввели систематическое обучение классическим языкам и «высшим» наукам. До них в Москве, конечно, были школы, но не на регулярной основе и не такого уровня.

— Что представляла из себя школа братьев Лихудов при архиерейском доме в Новгороде?

— В наши края иеромонахи Иоанникий и Софроний были переведены в 1706 году по инициативе митрополита Новгородского Иова и по указу Петра Великого.

В школе с самого начала были открыты два класса — славянский и греческий. А в 1724 году еще и латинский. При архиепископе Феодосии (Яновском) в Новгородской епархии создается также сеть партикулярных школ, учителями в которые назначаются уже ученики Лихудов. Таким образом, была создана система обучения, начинавшаяся с изучения Часослова и Псалтири, чтения, письма, букваря и заканчивавшаяся грамматикой и риторикой.

Братья Лихуды на протяжении десяти лет возглавляли школу. В 1716 году, после возвращения Иоанникия в Москву, руководство учебным заведением приняли на себя их московские и новгородские ученики.

— Вы давно занимаетесь изучением деятельности в Новгороде Лихудов. Что за последние годы удалось нового узнать?

— К сожалению, в Государственном архиве Новгородской области сохранилось не очень много документов о школе — нет ни одного свидетельства, связанного с ранним периодом деятельности учебного заведения, но имеются документы, относящиеся ко времени, когда Лихуды уже не преподавали. Например, дело об одном из руководителей школы иеромонахе Иове — как он вел занятия, как, будучи в преклонных годах, уклонялся от работы и как в конце концов был отстранен от школы.

Имеются и ведомости учеников, правда, в нашем архиве они представлены отдельными годами. А вот более подробная подборка за 1725/26 годы есть в архиве Санкт-Петербургского института истории — она позволяет узнать не только имена учеников, но и проследить их успеваемость.

— Если о самих братьях Лихудах информации собрано прилично, то о тех, кто потом руководил школой, не так много...

— В 1716 году школу возглавил тот самый иеромонах Иов, о котором только что шла речь. А затем иподиакон Софийского собора Федор Максимов, автор грамматики церковно-славянского языка, изданной в 1723 году в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре огромным по тем временам тиражом — 1200 экземпляров!

Долгое время считалось, что эти двое и были руководителями школы в послелихудовский период. Однако нам удалось найти еще одного. С 1723 года новгородское учебное заведение возглавил архимандрит Филимон. Он, как и Лихуды, — грек и прибыл в Россию в поисках денег для своего монастыря. Сначала поселился в Москве, но был выслан оттуда на Соловки за то, что якобы выдавал себя за того, кем на самом деле не являлся. В общем, так бы и находился он в ссылке, но митрополит Новгородский Иов, возведенный в сан в 1697 году, приметил его и призвал к себе. А в нашем архиве сохранилась сказка Филимона, другими словами — биография. В ней он пишет, что у Иова служил по лечебным делам. Следующий же новгородский владыка назначает Филимона экзаменовать поступающих на церковное служение юношей, чтоб отсеивать неграмотных или не знающих литургию. В 1723 году, как он сам указывает в сказке, его назначают учителем греческого класса.

Сам себя он высокопарно именовал профессором. В архиве Санкт-Петербургского института истории мы нашли его доклад архиепископу Новгородскому Феофану (Прокоповичу) с просьбой освободить Лихудов корпус Кремля (на фото), где и находилась школа, от учеников славянского класса, которых много и они шумят, а занятия греческим требуют «уединения». Филимон просит отдать под учебные нужды весь первый этаж здания, второй же отвести для его личного проживания. Ну а для славянского класса, которым руководил иподиакон Федор Максимов, подыскать другое место...

К сожалению, не удалось установить точную дату окончания его работы в школе, но известно, что в 1729 году он еще преподавал.

— Есть гипотеза, что на базе новгородской школы Лихудов позже был создан целый учебный комплекс, и не только по гуманитарному направлению подготовки. Вы разделяете эту версию?

— Действительно, есть подтверждения тому, что в Новгороде в первой трети XVIII века, до 1740 года, когда по указу Анны Иоанновны была открыта духовная семинария, вокруг школы Лихудов формируются и другие учебные заведения. Так, в архивных документах есть упоминания о немецком классе. Но пока не удается найти более подробные сведения по этой теме.

Интересны документы и о цифирной школе. По указам Петра I в российские города были посланы учителя для преподавания арифметики и геометрии в цифирных и навигацких школах. В Новгороде цифирную школу возглавил учитель Василий Залуцкий, в обучение к которому должны были поступать не только посадские дети, но и дети из семей священнослужителей Новгородской епархии. Более того, был издан высочайший указ о соединении цифирных школ со школами при архиерейских домах. Однако епархиальное начальство пыталось всячески избежать этого объединения. Сохранилась «Отписка» викария Новгородской епархии епископа Корельского и Ладожского Аарона (Еропкина), в которой он упирает на уникальность школы Лихудов, пишет, что, мол, в других епархиях, где нет учебных классов с такими традициями и отличными результатами, и можно объединять школы разной направленности, а Новгород следует освободить от этого.

Для исследователей перспективна и тема обучения в Новгороде дворянских недорослей. По инициативе Петра I детей дворян со всей России, а не только из Москвы и Санкт-Петербурга, отправляли в новгородскую школу для обучения. Имеются документы, в которых описывается, как и чему их учат. Как они, не желая постигать науки, по полгода добирались до места, оправдываясь тем, что то болезнь случится, то какая другая напасть...

— Так в чем, по вашему мнению, значение братьев Лихудов для российской науки и образования?

— Лихудовская деятельность дала России образованное духовенство. Кроме того, позволила воспитать отечественное сословие интеллектуалов, которое впоследствии сыграло значительную роль в становлении и развитии Петровской академии наук и Московского университета.

Фото из архива «НВ» и с сайта slavfond.ru

 
По теме
 
  Пятеро выпускников-программистов Старорусского колледжа получат дипломы с отличием - НовГУ им.Ярослава Мудрого 15-16 июня в Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ состоялась защита выпускных квалификационных работ по специальности «Программирование в компьютерных системах».
18.06.2018
 
Лекция прошла в детском лагере «Муравейник». В рамках Всероссийского проекта «Безопасный интернет детям» полицейские совместно с активистами провели в школьном лагере урок.
17.06.2018
Конкурс помогает формированию у подрастающего поколения навыков безопасного поведения на дороге Министерство высшего образования и науки РФ и Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерс
17.06.2018
Танец юных джендельменов - Газета Марёво «Выпускной бал» состоялся и в детском саду, расположенном на территории Моисеева.
15.06.2018
 
30 выпускников ДЮСШ г. Старая Русса получили свидетельства об окончании школы - Администрация Старорусского района Сегодня в детско-юношесткой спортивной школе состоялся выпускной вечер, на котором в присутствии учащихся ДЮСШ чествовали выпускников, благодарили родителей и тренеров.
15.06.2018
  Пятеро выпускников-программистов Старорусского колледжа получат дипломы с отличием - НовГУ им.Ярослава Мудрого 15-16 июня в Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ состоялась защита выпускных квалификационных работ по специальности «Программирование в компьютерных системах».
18.06.2018 НовГУ им.Ярослава Мудрого
«Выпускной бал» состоялся и в детском саду, расположенном на территории Моисеева.
15.06.2018 Газета Марёво
На майском заседании районной Думы обсуждался вопрос организации детского летнего оздоровительного отдыха В своём докладе заместитель главы района Елена Поварова проинформировала депутатов и присутствующих о том,
14.06.2018 Наша Жизнь
Многие ребята и взрослые нашего поселка после работы и уроков в школе спешат по адресу — улица Пионерская, дом 53, в Центр дополнительного образования, который все знают, как ЦДО.
09.06.2018 Любытинские Вести
22 июня 2017 г. Великий Новгород. Акция  Свеча памяти . Фото Игоря Белова, из архива отдела - пресс-центра администрации Великого Новгорода - Администрация Великого Новгорода В Великом Новгороде  22 июня 2018 г. с 4.00 до 4.30 утра у мемориального комплекса, посвященного героям-освободителям Новгорода 1941 - 1944 гг.
18.06.2018 Администрация Великого Новгорода
В первую субботу июня по традиции собрались на Боровно поклонники творчества детского писателя Виталия Бианки Неслучайная тема Много лет мероприятие называлось «Бианковские чтения»,
09.06.2018 Окуловский Вестник
Актёры Медведского народного театра поразили сценическим мастерством министра культуры Новгородской области Владимира Вербило.
09.06.2018 Шимские Вести
Росток (Германия) Фото с сайта http://turoved.ru - Администрация Великого Новгорода С 21 по 24 июня 2018 г. делегация Великого Новгорода примет участие в 38-х международных Ганзейских днях, которые пройдут в портовом ганзейском городе Росток (Германия).
18.06.2018 Администрация Великого Новгорода
Юные игроки из Окуловки посвятили свои победные матчи начавшемуся сегодня чемпионату мира по футболу Последний реванш наши мальчишки взяли на 2-м этапе Всероссийских соревнований по футболу «Кожаный мяч»,
15.06.2018 Окуловский Вестник
1–3 июня неподалёку от деревни Устье-Кировское прошёл 49‑й районный слёт туристов, в котором приняли участие более 80‑ти человек Семь команд — пестовчане и гости из Сандова — боролись за звание лучших в ночном ориентировании,
07.06.2018 Наша Жизнь
Команда воспитанников тренера Юрия Цветкова приняла участие в турнире по универсальному бою, посвящённом памяти полковника милиции В. А. Жердецких.
03.06.2018 Газета Заря
18 - 53news.Ru В Великом Новгороде 5 июля откроется выставка «Город роботов». На ней будут представлены 72 робота, которые изготовлены инженерами Великобритании, Канады, Китая, Испании, России, США, Франции, Южной Кореи и Японии.
18.06.2018 53news.Ru