Родился 21 марта 1954 года.
В 1971 году окончил школу №1 в поселке Крестцы Новгородской области, поступил в Даугавпилсское военное училище по специальности инженер по авиационному вооружению. Служил по специальности вплоть до 1998 года и с 2001 года возглавил Новгородский поисково-спасательный отряд филиал СЗ РПСО МЧС России – поиска и спасания на водных объектах.
В детстве мечтал стать летчиком и управлять военным истребителем, но так сложилось, что стал военным инженером, занимался оснащением боевых самолетов ракетами, поражающими цели на дальних расстояниях. Самые трудные значимые периоды в службе – участие в боевых действиях в Афганистане и следом война в Анголе.
Игорь Степанян: «В Анголе наши военнослужащие столкнулись с регулярными войсками самой сильной армии Африки – армии ЮАР, вооруженной дальнобойной артиллерией, новейшими по тем временам истребителями-бомбардировщиками. Меня, как военного авиационного инженера перебросили туда, и я укомплектовывал самолеты боеприпасами».
После окончания службы пришел работать в спасательный отряд на самую обычную должность, но буквально через полтора года его назначили руководителем. С того момента основной задачей Игоря Степаняна стало – обеспечение оперативной службы выездов на ЧС различного характера и спасение людей.
Из самых значимых - ликвидация последствий терактов на Октябрьской железной дороге при подрыве поезда «Невский экспресс» в 2007 и 2009 годах, оказание помощи при ликвидации последствий ДТП на федеральной трассе М-10 «Россия».
В службе Игоря Степаняна были не менее масштабные, но без трагического финала происшествия. Он вспоминает, как спасали 36 пожилых женщин из Киришей. Они добирались на прогулочном корабле на экскурсию к церкви Николы на Липни. Но на винты корабля намотались сети, двигатель заглох, и из-за сильного ветра корабль отнесло в заливные луга, тогда капитан вызвал спасателей. Вытянуть корабль сразу не удалось, потому было принято решение перегружать этих бабушек, пришлось повозиться. На руках передавали их с корабля на корабль. Эта операция получила свое название - «36 блондинок». Также спасали в Новгороде двух дельфинов, которые тоже попали в автомобильную аварию. Их перевозили из Москвы в Санкт-Петербург, и машина столкнулась с другим грузовиком. Пришлось спасать этих млекопитающих. Из практики курьезных случаев была зафиксирована история, когда новгородец дома зимой обнаружил змею и вызвал спасателей. Как потом выяснилось – это был соседский уж.
В среднем в год сотрудники новгородского филиала СЗРПСО МЧС России по вызовам различного характера совершают более 700 выездов.