Страна в объективе

Страна в объективе
Фото: pressa53.ru

В год столетия «Авангарда» мы продолжаем знакомить читателей с теми явлениями, которые сопровождали газету долгие годы. Один из важнейших жанров советской районной периодической печати — фотохроника. Мы расскажем о фотохронике не просто как о жанре, но и как о кладезе информации для изучающих историю в школе и вузах.

Значение хроники

Многие школьники, изучая историю родного края и страны неприменно приходят в редакцию газеты и обращаются именно к фотохронике ТАСС.

« — Фотохроника ТАСС — несколько позабытый жанр, — комментирует доктор филологических наук, заведующая кафедрой журналистики, — Татьяна КАМИНСКАЯ. — Но его значение проявляется именно в хроникальности. Теперь адресатом жанра становятся школьники, студенты, которые могут наиболее полно представить конкретно-исторические условия, в том числе проникнуть в пространственно-временную структуру истории.»

Когда говорим об истории, надо представлять, что это было за время, в каком информационном поле жили наши земляки. Профессиональные историки применили бы термин «конкретно-исторические условия». Мы скажем просто: район жил с двумя каналами ТВ, без интернетов, фейсбуков и прочих каналов коммуникации. Но было одно большое «НО» — сумасшедшая по нынешним временам почтовая подписка на печатные издания. Это были и специализированные газеты и журналы, советские толстые журналы («толстый журнал» — тип издания и термин, вошедший в обиход в XIX веке), а также центральная пресса.

Задача редактора была крайне непростой: с одной стороны, хроника ТАСС (Телеграфного Агентства Советского Союза) не должна была совпадать с той информацией, которую публиковали многочисленные общесоюзные издания, а с другой — фотохроника должна была соотноситься с интересами читателей «Авангарда». Была ещё и скрытая мотивация: фотоклише, которые поставлялись районкам, были намного более качественными, чем делала типография. Конечно, редсовет хотел использовать качественные иллюстрации в издании.

Не стану скрывать, что я застал то время (проходя производственную практику), когда газета могла выходить 3 раза в неделю. В условиях высокой печати фотохроника ТАСС иногда спасала выход газеты. В наше время можно только представить, как на линотипах отливаются свинцовые строчки, как они вставляются вручную в печатную форму. Клише и информация были припасены на такие экстренные случаи.

О жанре

Жанр фотохроники (а во многих источниках отдельно выделяется жанр фотохроники ТАСС) — это не жанр, перетёкший из литературных или общественно-литературных изданий XX века. Это исключительно журналистское, и я бы сказал, информационное явление, в настоящее время, хоть и редко, но всё же встречающееся на просторах сети Интернет.

Качество фотохроники ТАСС было на высочайшем уровне. Задачей журналиста было запечатлеть в действии иногда абсолютно статичное событие. Если взглянуть на кадры фотохроникёров советских лет, то внимательный глаз обнаружит, если можно так выразиться работы «фронтовой школы» операторов и фотокорреспондентов. Как в известной песне, «С «Лейкой» и блокнотом...» в условиях войны, мастерство корреспондентов не могло не расти. Выхватить момент баталии, показать лица, действия, диспозиции в кадре — всё это постепенно дало результаты в уже мирное время. В послевоенные годы агентство стало центральным органом фотоинформации страны, получив название «Главная редакция фотоинформации ТАСС при Совете Министров СССР».

С агентством могли сотрудничать не только московские фотожурналисты, но и репортёры из регионов и даже районов, повышая при этом своё мастерство. Фактически, «Фотохроника» до конца 1990‑х годов была главным фотобанком страны, работая с многими нештатными авторами в стране и за рубежом. Подавляющее большинство известных российских фотожурналистов, так или иначе, когда-либо сотрудничали с «Фотохроникой». Многие нынешние сотрудники иностранных фотоагентств, имеющие российское происхождение, также являются выходцами из стен «Фотохроники ТАСС». Репортёры агентства неоднократно получали призы престижных международных фотоконкурсов, в том числе World Press Photo, в котором «Фотохроника» была постоянным участником, наряду со своими зарубежными конкурентами.

Хотя в некоторых источниках говорится об обязанности районных газет публиковать фотоинформацию ТАСС, я могу точно сказать, что никто и не был против, ведь можно было выбрать то, что подходило районке. Вообще, якобы идеологический пресс, довлевший над районными газетами, зачастую сильно преувеличен. Но, не об этом.

Как это было

В одном из номеров за 1987‑й год читаем, как лесничий в Курской области тридцать лет восстанавливал лес в 16000 гектаров. Картина в информации пейзажная: могучие дубы, стройные берёзы. И вот незадача: скорее всего снимок с клише не помещался в колонку страницы — лишь часть берёзы, на которую опирается герой информации, находится в кадре. Композицию сохранить постарались, но клише, видимо, пришлось подрезать. Фотографом был курский корреспондент-фронтовик Олег Сизов — один из самых уважаемых мастеров фотографии ТАСС. Его фотоработы всегда строго композиционны. Понятно, что такой мастер не мог «обрезать» ствол дерева, да и если бы хотел сделать «вертикальное фото», просто выбрал бы другой угол (ракурс).

Но уже в следующем номере «Авангард» исправляется. На первой странице красуется событийное производственное фото ещё одного мастера — Г. Какачьяна. Речь идёт об открытии у соседей в Великих Луках молочного комбината. На фото, мастер производства с аппаратчицей проверяют линию пастеризации молока.

Понятно, что и информация о лесничем, и о молкомбинате была близка читателям. Лесная и молочная отрасли работали в районе в высшей степени успешно, потому и к успехам коллег относились и с гордостью, и с интересом. Например, в информации упоминалась новая схема автоматизации производства молочных продуктов, что, конечно же, вызывало интерес у сотрудников демянского молочного завода. На примере этих информаций мы видим, что идеологической составляющей было в такой «обязаловке» совсем не много. Но кто-то кивнёт на постперестроичные годы и отмену идеологических установок. Что же, перенесёмся в 1968‑й.

В первом же номере на первой полосе идёт информация о пуске новой радиорелейной линии Ленинград — Петрозаводск. Здесь же о планах газовой отрасли и о новых промышленных гигантах. Трудно одним фото передать масштабность свершений (без какой-либо иронии употребляю это слово). Но фотограф сумел. Опять, хоть и немного обрезанный, но запечатлён вид Красной площади сверху с прогуливающимися людьми. Причём композиционно точка и вид выбран так, что читатель, словно издалека видит, где разрабатываются планы, которые приводят к таким результатам. Конечно, идеологическая составляющая здесь налицо, но фото всемирно признанного мастера Виктора Будана, придаёт информациям несколько иные оттенки гордости, силы, могущества, общего дела.

Отличная находка редактора «Авангарда» Михаила ВАСИЛЬЕВА: информация ТАСС стоит в «подвале» полосы, а вот центральная иллюстрация — рисунок художника ТАСС Кручины: мальчик в зимней одежде с флажком в руках стоит на больших передвигаемых краном цифрах 1968 в тот момент, когда башенный «монстр» устанавливает цифру «8». Шрифт цифр невероятно сочетается с шрифтом «Авангарда».

В этом же номере подобрана информация об освоении поточного ремонта тракторов «К‑700» в мастерских Лебяжьевского объединения «Сельхозтехники» Курганской области. По задумке редактора «Авангарда» и редакторов отделов ТАСС такая информация о передовом опыте может заинтересовать подобные предприятия по всей стране. Чего уж тут сверхидеологичного — мне понять трудно.

* * *

Итак, фотохроника знакомила читателей с тем эксклюзивом, который мог заинтересовать, подвигнуть, привнести размышления в трудовые коллективы. Несмотря на то, что районка не производила фотохронику, она отбиралась тщательно редактором газеты во все времена.

Иван БОРОДИН, фото автора

 
По теме
Очень часто весенний лед становится причиной гибели людей. Как правило, среди погибших чаще всего оказываются дети и рыбаки.
Окуловский районный суд с участием представителя прокуратуры Окуловского района вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении 40-летнего жителя г. Окуловка Асифа Алили.
Новгородский районный суд с участием представителя прокуратуры Великого Новгорода вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении двоих жителей Чудовского района Владимира Староверова и Алексея Заянчковского
В результате пожара пострадавших нет, дом удалось спасти. - Новгородские Ведомости В результате пожара пострадавших нет, дом удалось спасти. Фотография ©: Управление защиты населения Новгородской области Вчера, 27 марта, в 17:25 в экстренные службы поступило сообщение о пожаре в Пестове,
Новгородские Ведомости
Сказка – ложь, да в ней намёк! - Газета Красная Искра Спектакль «Приключения Коли Бубенчикова» для детских садов и начальной школы подготовил театральный коллектив МАОУ СОШ № 7 В премьере спектакля на сцене задействованы 19 участников – это учащиеся с 5 по 10 класс и учителя.
Газета Красная Искра
Трудный экзамен сдан - Газета Красная Искра В Год семьи на сцене Дома культуры АО «БКО» театральная студия МАОУ СОШ № 11 представила зрителям премьеру спектакля «Трудный экзамен» Школьный театр-студия отмечает в этом году свой первый день рождения.
Газета Красная Искра
Концерты группы «Балаган Лимитед». - Администрация Боровичского района С 22 по 31 марта на территории Боровичского района реализуется проект Продюсерского центра Сергея Харина «Дебют» «Пой, душа!
Администрация Боровичского района