Благодаря инициативе Галины Авдеевой на восстановление храма в Любынях были собраны денежные средства
В центре деревни возвышается церковь, в которую когда-то ходили молиться со всей округи. Некогда величественный храм сейчас, к сожалению, находится в плачевном состоянии.
Народная мудрость гласит: «Когда умирает храм — умирает деревня». Нельзя допустить, чтобы это случилось с Любынями. Общими усилиями нужно добиваться восстановления церкви, которая является не только местом для молитв, но и нашим культурным наследием.
Былая слава
В донесении церковнослужителей, датированном августом 1722 года, о времени построения церкви в деревне Любыни погосте Новгородского уезда Шелонской пятины ничего неизвестно. Почти через сто лет в церковных формулярных ведомостях о церкви в Любынском погосте сообщается: «церковь деревянная во имя апостолов Петра и Павла с приделом Николая Чудотворца». В начале девятнадцатого века она, вероятно, была переосвящена в честь иконы «Знамение Божией Матери».
Далее из клировой ведомости 1919 года следует, что построена Знаменская церковь в 1815 году «тщанием помещиц Любови Александровны Бухвустовой и Анны Александровны Храмовой». Здание каменное, с такой же колокольней в одной связи, крепкое, покрытое железом. Имелось там два помещения: тёплое и холодное. В храме три престола: «в холодной — во имя Знамения Божьей матери, в тёплой: первый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, а второй — во имя Николая Чудотворца». По штату при церкви полагались священник, диакон и псаломщик. Имела церковь свои земли с деревянными домами. Бывшая церковно-приходская школа со сторожкой и сараем-дровяником тоже находились в её собственности. В приходе имелось шесть школ: в Любынях, Обольхе, Дуброве, Подоклинье и Оболицке. Всего на 1919 год было 484 крестьянских дома с более чем 2800 жителями. Практически в каждой деревне были часовни.
В 1817 году священником этой церкви был Александр Андреев (30 лет). Это был очень грамотный и разносторонне развитый человек, который обучался пять лет в Вологодской духовной семинарии, а затем десять лет в Кирилло-Белозёрской. Долгие годы изучал философские науки и прочие классические предметы. После окончания приходского духовного училища был назначен в Любынский погост священником.
В 1919 году настоятелем стал Василий Александрович Третинский. Этот человек окончил курс в Новгородской духовной семинарии по второму разряду и сначала состоял учителем и законоучредителем в школах Старорусского уезда, а через два десятка лет был переведён в Любынскую церковь, где совмещал должности заведующего Любынской церковно-приходской школы, законоучредителя двухклассной школы Министерства народного просвещения, Обольховской и Дубровской земских школ. Плюс ко всему был депутатом по училищным делам, а через некоторое время его избрали депутатом на Епархиальный съезд.
Начало конца
К сороковым годам двадцатого столетия церковь «по ходатайству граждан» была закрыта и передана под сельский клуб. В «Списке недействующих церквей» по состоянию на март 1945 года отмечалось: «Здание церкви сохранено. В церкви имеются иконы. Требуется капитальный ремонт крыши, окон. Половина церкви (алтарная часть) занята под кладовую». Далее в письме председателя Шимского райисполкома можно было прочитать: «В период закрытия церкви в 1937 году здание переделывалось. Были сняты колокола, кресты, удалена колокольня, переделана крыша; внутри здания снят алтарь, настенная роспись, производилась побелка и покраска стен и потолков, ремонтировались полы, построена сцена… В настоящее время (декабрь 1960 года) имеется незначительная роспись потолка в зимнем храме, исполненная неряшливо, искажённо, не представляет никакой ценности».
Во время оккупации района в Любынской церкви священник (Лилиев?) Иван Петрович производил службу с 1942 года по 15 февраля 1944 года. Через месяц члены совета церкви написали прошение об её открытии. Оно было удовлетворено, и здание передано общине. В том же году в сан священника был рукоположен Багров Виктор Михайлович и назначен настоятелем местной церкви, а через год его сменил Бенедиктов Николай Иванович.
Четыре года спустя, в 1960 году, «идя навстречу пожеланиям общественности Любынского сельского совета», Шимский райисполком возбудил ходатайство перед Новоблисполкомом о передаче церкви под клуб. Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР постановил: «Согласиться с решением Новгородского облисполкома…» Фактически закрытие храма и передача церковного имущества Любынскому сельсовету состоялась четвёртого февраля 1961 года.
…С тех пор прошло более пятидесяти лет. Церкви было предназначено быть клубом, а стала она складом, в дальнейшем вовсе пустовала, начиная потихоньку разваливаться. Некогда ухоженная территория зарастала травой, кустарником и деревьями. Былое великолепие исчезло. И церковь, в начале пути такую крепкую и красивую, трудно стало узнать. От перестроек и реконструкций исчезли прекрасные фрески, обвалилась лепнина, и постепенно в здании провалилась крыша. Дожди, снег и ветры тоже внесли свои коррективы. Храм стремительно рушился. И так, возможно, всё продолжалось бы и дальше, если бы…
Хождение по мукам
Много лет назад после войны приехал вместе с женой и внучкой Галиной в Любыни ветврач Андрей Авдеев. Галя закончила здесь семь классов и уехала. Однако каждый год возвращалась в родной дом, и с немым укором смотрел на неё пустыми зеницами приходящий в упадок храм.
—