Весёлый актёр строгого государя

Фото из ежегодника императорских театров. Вып. V. 1913 г.
Фото: novved.ru

Он был любовником на сцене и молитвенником — в душе

Знаменитость, любимец императора Николая Павловича, «баловень публики» — судьба благоволила петербургскому актеру Алексею Максимову. Жизнь он прожил яркую, но не самую долгую, найдя последнее пристанище в Новгороде, на монастырском кладбище.

Алексей Михайлович родился в 1813 году в семье небогатого ремесленника, однако по складу души желания продолжить дело отца не имел совершенно. Его талант был замечен рано: обучаясь в Петербургском театральном училище, он уже играл на сцене Александринского театра. А профессиональная его карьера в императорской труппе началась после окончания училища в 1834 году.

Женщине виднее

Человеческие и актёрские качества Алексея Михайловича живо описал его младший коллега по театральному цеху — Александр Нильский (Нилус). По его словам, Максимов на протяжении 27 лет сохранял за собой «амплуа первого любовника и молодых людей в драме, комедии и водевиле». Несмотря на страшную худобу актёра и «довольно невыгодную наружность для ролей пламенных любовников» зрительницы находили его весьма красивым, что в немалой степени способствовало успеху. Впрочем, театральный летописец Вольф также отмечал его красивую фигуру.

Никогда никого публика не вызывала так часто и никому не аплодировала «до неистовства», как Максимову. Не отказывался он и от ролей в серьёзном репертуаре, сыграв Гамлета и имея при этом выдающийся успех «слезливостью и чувствительностью». Играл он и шекспировского Яго, и Фердинанда из драмы Шиллера «Коварство и любовь», и Чацкого (в очередь с великим трагиком Василием Каратыгиным).

Наука роптать

В молодые годы Максимов имел репутацию кутилы и весельчака, «был неукротим в шалостях и в безобидных анекдотических проделках», за что сиживал в своеобразном театральном карцере Александринки. Впоследствии он не раз упрекнул себя в невоздержанности — такой образ жизни подорвал его здоровье. Пристрастие к горячительным напиткам обернулось тяжёлым алкоголизмом. Несмотря на это актёр выработал в себе чрезвычайно ответственное отношение к профессии, не позволяя себе выйти на сцену, не зная твёрдо роли, «не отделав её до мельчайших подробностей».

Вероятно, именно в этом и заключался секрет его успеха. До последних дней он чувствовал себя на сцене как дома и «успешно пользовался своим обычным хладнокровием».

Обладая весёлым нравом, Алексей Михайлович много шутил во время репетиций. Рассказывают, что актёрам и статистам, у которых плохо получалось изобразить «ропот толпы», он заметил, что при их жаловании роптать они должны уметь.

Курсовка от Николая I

Поклонником таланта Максимова был император Николай I, театральный завсегдатай и любитель водевиля. От его понимающего и взыскательного взгляда не ускользала не только игра. По воспоминаниям современников, государь нередко журил Максимова за пьянство. Как-то, обратив внимание на болезненный вид актера, царь распорядился отправить Алексея Михайловича за его счёт на лечение за границу. Максимов нежданно получил возможность совершить приятное путешествие по Германии и Франции. Николая Павловича он боготворил — не расставался с медальоном с портретом царя, хранил множество его бюстов и изображений у себя на квартире, а себя именовал не иначе как «актёром строгого государя».

Будучи по природе человеком добрым, Алексей Михайлович, однако, не выносил соперничества на сцене и весьма ревниво относился к конкурентам, порой даже выживая их из театра. В раздражении он мог «без малейшей церемонии» в глаза высказать своим коллегам всё, что думает о них, не щадя даже женщин.

Обители желанный гость

При всём том Алексей Максимов славился своей глубокой религиозностью. Он не пропускал праздничных церковных служб и часто совершал паломничества в полюбившийся ему Деревяницкий монастырь, что как «акт раскаяния» нередко служило предметом шуток для его приятелей-актеров. В 1857 году другой актер, Петр Григорьев, посвятил Максимову «Великопостное послание», опубликованное позднее в петербургском журнале «Исторический вестник»:

...А в Новгородскую губернию
Молиться ездить не трудись;
Пошли туда свое усердие,
Свой дар и в деньгах, и в вещах,
И верь, что Божье милосердие
Тебя помилует в грехах!

Максимов действительно поддерживал обитель своими пожертвованиями и был там всегда желанным гостем. Во время его приездов вся братия во главе с игуменом встречала его с почётом. В свою очередь актер охотно давал приют приезжавшим в Петербург монахам монастыря.

В 1861 году Алексей Михайлович говел в своей любимой обители, но сильно захворал и был отвезён в Петербург, где и скончался 5 сентября того же года. По его завещанию местом погребения стал Деревяницкий монастырь, получивший в качестве посмертного дара от актёра для украшения ризы иконы Божией Матери принадлежавшие ему императорские подарки.

Илья ХОХЛОВ,
старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника


 
По теме
«Легенды нашего кино» - Министерство культуры 15 марта 2024 года в залах ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» прошла презентация для СМИ персональной выставки произведений художника из г. Москвы Анны Сарычевой «Легенды нашего кино».
Министерство культуры