Октябрьская волна в НЦСИ: один из «Трех» и «семь богатырей», или Метафизика мяса и «Концепт»

Октябрьская волна в НЦСИ: один из «Трех» и «семь богатырей», или Метафизика мяса и «Концепт»
Неверия Фомы
Арка
Абориген
Воронин
Куликов Конь Феникс
Фото: vnnews.ru

Вчера в Новгородском центре современного искусства состоялось открытие новой выставочной волны, состоящей из четырех проектов: персональной выставки Вячеслава Михайлова «Ретроспектива. Живопись. Рисунок», выставки новгородских концептуалистов «30 лет спустя», фотоэкспозиции Артемия Соколова «Путь» и выставки Ирины Рабецкой «Параллельные миры». Остановимся на двух более значительных проектах.

Говоря о предстоящей волне, Сергей Пухачев, бессменный лидер НЦСИ, определил питерского художника Вячеслава Михайлова через эпитет «важный». Тогда мне показалось, что Сергей Борисович несколько иронизирует, намекая на официальное признание выходца из неформальной группы «Три богатыря» — все-таки четыре выставки в Русском Музее. Это о чем-то свидетельствует. Однако, увидев полотна Михайлова вживую, я понял, что Пухачев имел в виду. Ни о какой иронии, разумеется, не шло и речи.

Михайлов "Неверия Фомы"

«Важный» здесь стоит понимать даже не столько как синоним «значительный» (хотя и это тоже), сколько как «монументальный». Живопись зрелого Михайлова монументально-классическая в своей основе, в том смысле, что он, во-первых, берет для разработки так называемые вечные сюжеты — библейские, мифологические — а, во-вторых, ориентируется на старых мастеров, прежде всего Гойю. То есть, учитывая экспрессионистическую направленность его живописи, он полностью убирает из используемого диапазона момент «непрописанности», схематичности, очень широко используемый экспрессионистами. В этом плане его работы предельно конкретны.

Кажущаяся «непонятность» некоторых его холстов создается как раз чрезмерным вниманием к тому, что он пишет, прежде всего — к человеческому телу, в изображении которого он через фактуру стремится прорваться к тому, что находится за гранью изображения. Но, покидая пределы реальности, он не уходит в потусторонность, оставаясь в границах телесности, метафизики плоти, во многом развивая те потенции, что были заложены британским неоэкспрессионистом Фрэнсисом Бэконом, тоже отличавшимся пристрастным вниманием к человеческому телу.

Михайлов "Арка"

Михайлов исследует не столько жизнь тела, сколько самой плоти, мяса, являющегося неотделимой частью человеческого существования, его субстанцией. Этим он чуть ли не до критической точки поднимает экзистенциальный градус. Оттого, видимо, часто контур тела не выдерживает и разрывается, погружая полотно в тяжело-красные тона — в кровь, символизирующую закат, конечность, бренность, переживаемую не сознанием, но самой плотью. То есть тем, что максимально конкретно и ощутимо.

Михайлов "Абориген"

Отсюда, видимо, и его удивительная фактура, рельефность, ставшая визитной карточкой художника. Михайлов как бы старается преодолеть плоскостное ограничение живописи, вывести ее к объемности. Изображение прямо выпирает из картины, рвется наружу, создавая эффект скульптурности, точно ты смотришь не на картину, но скульптуру внутри картины, которая не изображена, но буквально «вставлена» в изображение. Как бомба замедленного действия, чтобы взорваться под взглядом зрителя, выйти из картины на встречу ему.

Вторая знаковая экспозиция волны — «30 лет спустя», объединившая новгородских концептуалистов. Это их пятая и последняя выставка. Как сказал куратор проекта и одновременно один из художников группы Евгений Воронин: «Больше выставок не будет». Отсюда принципиальное значение выставки прежде всего для новгородской публики, для культурной жизни города. И здесь без коротенькой предыстории не обойтись.

Евгений Воронин "Без названия"

Тридцать лет назад группа тогда еще молодых художников, среди которых были Евгений Воронин, Сергей Куликов, Валерий Хипов, Татьяна Конькова и Сергей Иванов, организовали во Дворце культуры и техники профсоюзов коллективную выставку, назвав ее «Выставка принципиально-концептуального направления». Отзывы не заставили себя ждать. В чем только художников ни обвиняли! В непрофессионализме, бездарщине, паразитизме на гласности — не будем забывать, что в те годы страна еще не пришла в себя после тотального — в искусстве — засилья соцреализма и пропаганды. Особенно крепко бунтарям досталось от Союза художников как официальной инстанции искусства. Союз всегда отличался крайним консерватизмом и, понятно дело, что за несколько лет он не смог перестроиться на более «демократический» лад. Также, думается, что он почувствовал в «Концепте», так художники именовали свою группу, потенциальных соперников, ведь те взяли на вооружение многие тенденции из мира искусства «загнивающего капитализма», которые, к слову, через некоторое время уже стали классикой.

Сергей Куликов "Конь-Феникс"

За два года «Концепт» успел провести четыре выставки, а дальше в России стало твориться что-то невообразимое, и под гнетом обстоятельств объединение распалось. Нет, «принципиальные концептуалисты» не перестали писать, но уже не выставлялись как группа. И вот спустя тридцать лет они вновь собрались все вместе (хотя кого-то уже нет среди живых, но есть картины!), чтобы дать последний концерт — «новгородские семь богатырей».

У любого проекта, как правило, один центр, но комментируя октябрьскую волну, Сергей Пухачев парадоксальным образом выделил два — выставки Михайлова и «30 лет спустя». И думается, что в данном случае (а частенько наши мнения не совпадают) это совершенно оправдано. Так как один из «Трех» и «семь новгородских богатырей» движутся (двигались) в одном русле, в одном направлении, развивая современное искусство, ищут (искали) новые пути, а не топчутся (топтались) на спрессованной, мертвой почве пресловутого реализма. Поэтому и два центра, а по сути, один — настоящее живое искусство, противопоставляющее себя официозу и мертвечине.

Все выставки будут работать до 12 ноября.

Фото: Михайлов "Святой Георгий"

 
По теме
Очень часто весенний лед становится причиной гибели людей. Как правило, среди погибших чаще всего оказываются дети и рыбаки.
Окуловский районный суд с участием представителя прокуратуры Окуловского района вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении 40-летнего жителя г. Окуловка Асифа Алили.
Новгородский районный суд с участием представителя прокуратуры Великого Новгорода вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении двоих жителей Чудовского района Владимира Староверова и Алексея Заянчковского
В результате пожара пострадавших нет, дом удалось спасти. - Новгородские Ведомости В результате пожара пострадавших нет, дом удалось спасти. Фотография ©: Управление защиты населения Новгородской области Вчера, 27 марта, в 17:25 в экстренные службы поступило сообщение о пожаре в Пестове,
Новгородские Ведомости
Сказка – ложь, да в ней намёк! - Газета Красная Искра Спектакль «Приключения Коли Бубенчикова» для детских садов и начальной школы подготовил театральный коллектив МАОУ СОШ № 7 В премьере спектакля на сцене задействованы 19 участников – это учащиеся с 5 по 10 класс и учителя.
Газета Красная Искра
Трудный экзамен сдан - Газета Красная Искра В Год семьи на сцене Дома культуры АО «БКО» театральная студия МАОУ СОШ № 11 представила зрителям премьеру спектакля «Трудный экзамен» Школьный театр-студия отмечает в этом году свой первый день рождения.
Газета Красная Искра
Концерты группы «Балаган Лимитед». - Администрация Боровичского района С 22 по 31 марта на территории Боровичского района реализуется проект Продюсерского центра Сергея Харина «Дебют» «Пой, душа!
Администрация Боровичского района