В минувшую пятницу в Новгородском центре современного искусства стартовала последняя в этом году выставочная волна, состоящая, что любопытно, из трех фотопроектов. Это: Областной фотофестиваль «Окоем», выставки «Крым сегодня» и «Петербург в монохроме».
Не будем кривить душой: ударного завершения года не получилось. На фоне сильнейших сентябрьской и октябрьской волн (объединим в одно: высокий сеноктябрь!), на которых выставлялись питерцы Валерий Лукка и Вячеслав Михайлов, декабрьская волна, как, впрочем, и ноябрьская, выглядит тухло. Контраст столь велик, что возникает лишь одно желание: закрыть глаза и бежать сломя голову. Увы.
Возьмем, к примеру, «Окоем». Здесь хочется озвучить вопрос, которым я задаюсь каждый раз, когда проходит фестиваль: неужели у новгородских фотографов напрочь отсутствует фантазия? Ведь взять в руки фотоаппарат — это не значит автоматически стать фотохудожником. Даже научившись сносно снимать, даже навострившись снимать хорошо — этого все равно недостаточно! Кроме мастерства и профессионализма нужно иметь, что сказать, а вот с этим у новгородцев — огромная проблема. Глядя на выставленные работы, создается такое впечатление, что им просто нечего сказать. Или это цензура отсеивает стоящие фото, чтобы у среднестатистического зрителя не создалось ощущение, что он чего-то не понимает?
Константин Яковлев «Март»
Хотя, объективности ради, все же стоит выделить нескольких авторов: Ульяну Загадкину, Константина Яковлева и Наталью Каматесову — на общем фоне их работы смотрятся очень хорошо. Но все же недостаточно, чтобы претендовать на что-то большее.
Наталья Каматесова «Веселые ребята»
Об экспозиции «Крым сегодня», несмотря на то, что в ней приняли участие куда более именитые фотографы, можно сказать практически тоже самое. Впрочем, не удивительно: от каждой шибает таким амбре пропаганды, что становится дурно. Причем чисто физиологически. Ибо если говорить об искусстве, то здесь мы имеем дело с таким снижением, что остается только сожалеть, что в момент съемки фотоаппараты не выпали из натруженных рук фотографов и не разлетелись на сотни частей. Кстати, неплохая идея для перформанса: отказ техники производить пропагандистские продукты, не имеющие ничего общего с искусством фотографии. Посему — без иллюстраций — мой личный маленький вклад.
Алексей Сидоров «Птицы в городе»
И только «Петербург в монохроме» не дает «волне» переименоваться в «штиль». Нет, не сказать, что шторм в девять баллов: работы весьма классические, часто подражательные. К сожалению, практически все уже было, все — пройденный этап. Однако есть объекты, которые сохраняют свою силу даже после многоразового воспроизведения. И Питер — один из них. Он бесконечен и неисчерпаем, как туман. К тому же многим фотографам удалось найти какую-нибудь маленькую деталь, которая и придала (по сути, вытянула!) своеобразие всей работе. Так что если вы — любитель Питера и качественного ч/б, то вам — сюда.
Валерий Стрижикозин «Рана»
В целом же, о волне говорить грустно. Признаться, я был удивлен, когда сразу после Лукки выставили Михайлова. Это — действительно уровень. Считай, новая классика — и тот, и другой. Когда же в ноябре экспонировался Едомский — было уже печально. Особенно — в сравнении. Ну, а когда дело дошло до «Окоема» и «Крыма» — это уже совсем из рук вон. Но не будем терять оптимизма: возможно, в следующем году НЦСИ нас порадует не одной стоящей выставкой, да и по итогам этого — есть, что вспомнить.
Фото: Павел Акмен «Ленинградские стены».