На прошлой неделе в Великом Новгороде бюро приключений «53 тура» совместно с культурным центром «Диалог» устроило показ полнометражного дебюта Маклина с Майклом Фассбендером и Коди Смит-Макфи в главных ролях. Фильм – победитель фестиваля Sundance-2015 в категории «Мировое кино». Корреспондент «53 новостей» побывал на показе и составил свою точку зрения на фильм.
Есть фильмы хорошие, а есть плохие. После первых остаётся что-то внутри, а от воспоминаний о просмотре ленты «с душком» хочется поскорее избавиться и перебить его более стоящим киношедевром. Некоторые фильмы со временем, как вино, становятся только лучше и оставляют после себя приятное послевкусие на языке и тепло внутри.
Среди более официальных сухих классификаций «Кинопоиска» и сумасбродных зрительских затесалась кучка неоднозначных фильмов, к которым нужно вернуться ещё раз, чтобы понять до конца. К числу таковых, пожалуй, я отнесу приключенческую ленту режиссёра Джона Маклина «Строго на запад».
Несмотря на отголоски классических вестернов, Маклин не пускается в копипасту, а рассказывает пронзительную и трогательную историю о чувствах, которые способны задеть за живое давно зачерствевшие души.
Перед зрителем разворачивается история авантюриста по имени Сайлас (Майкл Фассбендер), сопровождающего в опасном путешествии вдоль всей американской границы 16-летнего паренька по имени Джей Кавендиш (Коди Смит-МакФи). Джей разыскивает девушку, в которую влюблен, за голову которой тем временем назначена кругленькая сумма, приманивающая самых отпетых головорезов.
Сам сценарист и режиссер картины Маклин описывает «Строго на запад», как необычный вестерн, «в основе которого лежит история любви». Кроме того, это рассказ о духовном перевоплощении, история перемен происходящих с внутренним миром героев.
Фильм представляет собой нетипичный микс из мотивов о «диком Диком Западе», роуд-муви и оды истиной любви. Ирландец Сайлас рассказывает нам о том, какой увидел реальность Дикого Запада юный романтик Джей, прибывший из далекой Шотландии. В Америку того времени приезжали шотландцы, немцы, шведы, ирландцы, все, оторванные от родной земли, пытающиеся найти дом на новой земле.
В первую очередь, это рассказ о путешествии юноши в поисках любви на фоне перестрелок охотников за головами. Несмотря на минимализм фильма, не ускользают от зоркого глаза и проблемы того времени: истребление индейцев, разбой, повсеместные убийства и беззаконие, бедность и расслоение. Они не лезут на глаза, будто вшиты в канву подходящими по цвету нитками.
Поэтому это – нетипичный вестерн, не клишированный. Даже единственная девушка в фильме – не стрелок в юбке, но воплощение женской стойкости.
Ещё это история «взросления» Америки, показанная через призму восприятия мира юного Джея. Здесь – столкновение его романтизма, невинности и пропахшего порохом цинизма Сайласа. «Дикий Дикий Вест» стирает границы, прошлое, важным остаётся только умение быстро и метко стрелять. Тем интереснее наблюдать за слиянием разнополярных людей.
Кстати, вы удивитесь, если узнаете, что воссозданное Колорадо конца XIX века находится в Новой Зеландии? Художник-постановщик Ким Синклер («Оскар» и BAFTA за «Аватар») в своём интервью говорил, что сценарий вдохновил его на создание декораций без необходимого для вестерна набора «коричневые декорации, коричневые костюмы, гнедые лошади».
«Отказ от стереотипов» - вот, пожалуй, второй слоган фильма. Если вы любитель нетипичных фильмов, которые при этом не вписываются в концепцию кино «не для всех», то вам пора набрать в поисковой строке название определённо заслуженного обладателя звания победителя в одной из номинаций фестиваля Sundance. И – держитесь курса строго на запад!
Софья Павлова