Года полтора назад активисты созданного при Маловишерском техникуме музея организовали сбор материалов о ветеранах войны. Часть оформленной в 2014 году экспозиции посвящена Алексею Степанову, с которым встречались студенты. Нынче 28 марта ребята снова заглянули к нему в гости: повод был внушительный – Алексею Ивановичу исполнилось 90 лет. Воспоминания ветерана записал Дмитрий Стружинский.
– Родился я в деревне Пустая Вишерка 28 марта 1926 года. Три класса закончил в деревенской школе, с четвёртого по седьмой учился в Малой Вишере. После школы хотел пойти работать, но началась война. В силу малых лет был занят на оборонных работах.
Что мы могли, мальчишки 14-15 лет, делать? Отправили нас дрова пилить близ деревни Увары (примерно 35 км от Малой Вишеры), а бензопил тогда не было. Всё вручную, сил у пацанов не хватало. По две вагонетки, 6 кубометров дров в день надо было вывезти по узкоколейке в Паницкое – 3 километра, там лагерь для заключённых был. Вот мы везём вагонетки, где толкаем, где – под горку – сядем на них, выгрузим, так и работали.
После моя жизнь была связана с железной дорогой. Меня сначала не брали, ещё 16-ти не было. Дмитрий Семёнович Богданов (мы потом вместе машинистами работали) был зам. начальника отделения, взял меня работать по метрике, без паспорта, учеником слесаря во временное депо – освобождена тогда была только Вишера. Где-то в начале 1943 года нас отправили в Окуловку учиться на кочегаров. Стали мы работать кочегарами, поезда-то ходили на дровах. Мальчишки, а по шесть кубометров надо было в топку дров заправить. За смену по 120 кубометров сжигали – шутка ли?
К концу 1943-го начал работать помощником машиниста. Работал на всех сериях, начиная со «щук». Профессию осваивал прямо на работе, где ж ещё? Возили мы из Окуловки до Неболчей грузы. По дороге надо было пополнять запас дров. Их подвозили на лошадях женщины, мужики-то все воевали. Нагрузят целый тендер, кубометров двадцать, и всё вручную. А дрова ведь ещё и напилить надо было. Попробуй-ка! Такая работа была.
Помощником ездил со многими машинистами, с Павлом Васильевичем Царёвым работал, пассажирские составы на Новгород водил. С машинистом Иваном Козиным вывозили раненых из обстреливаемого Бологого в Боровичи, в госпиталь, особо тяжёлых – в Ярославскую область, в тыл. Зимой 1943-1944 годов с машинистом Николаем Штергеймом подвозили боеприпасы.
Позже нас – кто посмышлённее – отправили учиться в Бологое в школу машинистов паровоза. Мы учились вместе с Николаем Оленниковым. Выучившись, вернулись и стали работать, это было где-то в 1946 году. Я двадцать один год проработал машинистом.
После войны стал водить пассажирские поезда «Победа», ездили в Ленинград принимать локомотив этой серии. Затем опять учёба – отобрали десять самых грамотных ребят из Бологого, Окуловки, Вишеры, отправили в Ленинград учиться на машинистов тепловоза. Водили пассажирские поезда на Новгород, Ленинград, Волховстрой...
В своё время был командирован восстанавливать мост через Волхов, в войну же была разрушена одна половина. Потом по этому мосту мне довелось первому вести поезд в Ленинград после освобождения города от блокады, это я ещё помощником был, а машинистом – Иван Константинович Романов. Сменщиком моим работал Павел Семёнов, вот мы вернулись в Вишеру и ждём сменщиков. Машинисту пришла смена, кочегару – пришла, а мне, помощнику, нет. Я, говорю, не могу ехать больше, выдохся весь. Но сопровождающий поезд капитан приставил к моей груди пистолет, и пришлось подчиниться. Ехал я до Торфяного: сменщик мой, оказывается, всё же успел вскочить на задний тормоз и до Торфяного ехал в хвосте состава, потом меня сменил. А я в Торфяном на топчан как упал, так и уснул.
В Чудове мост отстраивал, делали насыпь со 124-го по 130-й километр, возили песок с 9-го километра на «овечках». Со мной работали Гоша Иванов, Миша Давыдов. Огромную насыпь сделали, ведь под ней – болото.
Время шло, и нас отправили учиться на электричку, примерно 1961 год. Железную дорогу электрифицировать начали. Я сам готовился и сдал экзамены сначала у нас в отделении, потом в управлении дороги в Ленинграде. Помощником на электричке я недолго поработал и стал машинистом.
В 1981 году вышел на пенсию, полностью посвятив себя семье. Построил дом, занялся домашним хозяйством, пчеловодством.
***
За 40 лет трудового стажа Алексей Иванович поработал на паровозах разных типов, начиная с серии Ов, прозванных железнодорожниками «овечками», Щ («щука»), Э («эмка»), П («победа»), позже на более мощных серии Р.
Степанов – ветеран труда, участник войны, имеет множество наград, среди которых медаль «За оборону Ленинграда». Где-то затерялся орден Трудового Красного Знамени, к которому он был представлен ещё в конце 60-х годов: не смог в назначенный день из-за работы приехать в Ленинград на вручение.
Подготовила Нина СЕМЁНОВА