Звёзды с неба не хватать!

Звёзды с неба не хватать!
Фото: novved.ru

Возвращение астрономии в школьную программу не означает, что её будут хорошо знать и преподавать. Так считает  Владимир АФАНАСЬЕВ,  учитель физики школы № 23 Великого Новгорода

Минобрнауки РФ информирует: в новом учебном году астрономия, которая сейчас является частью курса физики, возвращается в школьную программу отдельным предметом. Но! Вести уроки будут учителя физики, и дополнительные часы на дисциплину не преду-смотрены. Также министерство отмечает, что согласно разработанным поправкам в ФГОС на базовом уровне ученикам достаточно познакомиться со строением Солнечной системы, эволюцией звезд и Вселенной и основными астрономическими терминами.

Хорошо, что на астрономию наконец-то обратили внимание. Но прежде чем что-то менять, нужно продумать все аспекты. Только публичного высказывания министра недостаточно. Утвержденный учебный план на 2017/18 годы общеобразовательные учреждения получили, и в нем астрономия не значится! Не исключено, конечно, что учебные планы экстренно перекроят. Но где взять учебники по астрономии?

В 1960-е годы невозможно было себе представить, что астрономия будет изгнана из программы среднего образования. Однако в 2008 году ее все-таки исключили из школьного курса под предлогом, что ни один из действующих учебников астрономии не был разрешен и допущен к использованию в школах. Единственный учебник, который сейчас можно взять в работу, — это «Астрономия» для 11 класса Ефрема Левитана. Но он рассчитан на ребят, углубленно изучающих тему и готовящихся поступать в вузы на физико-математическое направление.

По версии министерства, астрономию будут преподавать учителя физики. Но, во-первых, этих предметников в школах не хватает. А во-вторых, многие педагоги имеющиеся астрономические блоки либо поверхностно дают, либо... пропускают, увеличивая за счет них часы на физику.

Чиновники аргументируют свою позицию тем, что нужно у школьников формировать научное мировоззрение. И с этим трудно не согласиться. Но выделение астрономии в отдельный курс не гарантирует, что в учащихся проснется тяга к науке о звездах и что педагоги будут проявлять заинтересованность.

По моему мнению, для общего развития достаточно того объема информации, что дается детям сейчас: в младших классах, а начиная с 7-го — в рамках курса физики. Важно, чтобы учителя не обходили астрономию стороной, мотивируя тем, что ЕГЭ по этой дисциплине нет.

Да, для поступления в вузы астрономия не нужна. Зато проводятся олимпиады по этому предмету. И уверяю, ребята, желающие участвовать в ней, есть. Я в школе веду кружок по углубленному изучению естественно-научных предметов: участников хватает. Мы в комплексе осваиваем физику, математику, астрономию...

Другой вопрос, что реформирование олимпиадного движения, которое началось в последние годы, приводит к тому, что многие талантливые дети теряют интерес к науке. Если раньше каждый регион на заключительный этап Всероссийской олимпиады по астрономии выставлял команду из победителей областного тура, то в настоящее время всех участников региональных состязаний выстраивают в общий федеральный рейтинг по количеству набранных баллов, и в финал проходят только получившие максимум, а это, как правило, учащиеся из Москвы и Санкт-Петербурга, где традиционно сильна школа подготовки одаренных детей. Многие другие субъекты РФ оказываются не у дел.

Конкретно у нас тому, что дети не стремятся в астрономы, способствует и порядок проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады, принятый администрацией Великого Новгорода. Прежде мы готовили большую группу учащихся на внутришкольный тур, и лучшие потом шли на городское состязание. То есть ребятам было к чему стремиться и у кого учиться, за кем тянуться. Однако в последние годы по решению комитета образования администрации Великого Новгорода на школьный тур задания даются такие сложные, что 90% способных к этой науке ребят отсеиваются на начальном этапе. Согласитесь, при таких жестких правилах не стоит ожидать большого рвения от детей.

Астрономия — наука о будущем человечества. И чтобы завтра было кому думать об этом будущем, нужно, чтобы в настоящем с астрономией не экспериментировали, не навязывали ее, а просто увлекали ею детей.

 
По теме
Очень часто весенний лед становится причиной гибели людей. Как правило, среди погибших чаще всего оказываются дети и рыбаки.
Окуловский районный суд с участием представителя прокуратуры Окуловского района вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении 40-летнего жителя г. Окуловка Асифа Алили.
В результате пожара пострадавших нет, дом удалось спасти. - Новгородские Ведомости В результате пожара пострадавших нет, дом удалось спасти. Фотография ©: Управление защиты населения Новгородской области Вчера, 27 марта, в 17:25 в экстренные службы поступило сообщение о пожаре в Пестове,
Новгородские Ведомости
Новгородцы могут принять участие в конкурсе военно-патриотической песни «Мы этой памяти верны» - Новгородские Ведомости Фотография ©: из архива проекта Вчера, 27 марта, общественное движение «Бессмертный полк России» дало старт новому проекту – конкурсу военно-патриотической песни «Мы этой памяти верны».
Новгородские Ведомости
Сказка – ложь, да в ней намёк! - Газета Красная Искра Спектакль «Приключения Коли Бубенчикова» для детских садов и начальной школы подготовил театральный коллектив МАОУ СОШ № 7 В премьере спектакля на сцене задействованы 19 участников – это учащиеся с 5 по 10 класс и учителя.
Газета Красная Искра
Трудный экзамен сдан - Газета Красная Искра В Год семьи на сцене Дома культуры АО «БКО» театральная студия МАОУ СОШ № 11 представила зрителям премьеру спектакля «Трудный экзамен» Школьный театр-студия отмечает в этом году свой первый день рождения.
Газета Красная Искра